Справочник русского марксиста

logo Copyright: Iskra Research; April 1999


Роза Люксембург — Родилась в Русской Польше в 1871 году, зверски убита германскими белогвардейцами в Берлине 15 января 1919 г.


Выдающаяся деятельница российского, польского и немецкого социалистического движения. Люксембург родилась в небогатой еврейской семье в местечке Замощ поблиз Люблина в российской части Польши. Она еще в отрочестве потянулась к революционному движению, к социал-демократии и вступила в группу "Пролетариат" под руководством погибшего через несколько лет на царском эшафоте Марцина Каспрчака. В 1889 г. под угрозой близкого ареста, Люксембург эмигрировала в Цюрих. В Швейцарии она училась в цюрихском университете на факультете юриспруденции и принимала тесное участие в работе польских и русских революционных эмигрантских кругов. Люксембург приняла участие в работе многих международных социалистических конгрессов, отстаивая позиции левого крыла против мильеранизма, бернштейнианства и жоресизма. Она в глубину изучала развитие польского и мирового капитализма и ее докторская диссертация "Промышленное развитие Польши", защищенная в 1897 г. и сегодня представляет научное значение.

Rosa Luxemburg Роза Люксембург в 1907 году

В 90-х гг. вместе с Тышко, Мархлевским, Варским и др. она основывает польскую с.-д. партию и в тот же период ведет ожесточенную борьбу с П. П. С. (Польской Социалистической Партией), несмотря на то, что Плеханов и Энгельс далеко не одобрительно относились к этой борьбе. В течение долгих лет Люксембург поддерживала тесную связь с Лео Иогишес, известным в русском революционном движении под именем Тышка. На Западе Люксембург до сегодняшнего дня известна, как чувствительная и поэтичная личность, и часто публикуемый сборник писем к ее любовнику и товарищу по борьбе Лео продолжает вызывать интерес лирикой чувств и интеллектуальной глубиной восприятия жизни.

В 1898 году Люксембург переехала в Германию и сразу же приняла деятельное участие в работе огромной германской социал-демократической партии. По поручению партии она работала среди польских горняков Силезии, в то же время теоретически и политически сражаясь против оппортунизма внутри германской и международной социалдемократии. Сначала Парвус, а потом Люксембург первыми подняли тревогу по поводу роста оппортунизма внутри германского и международного социалистического движения. Потом она возглавила политическую кампанию против министериализма Жореса-Мильерана, завоевав по этому поводу в Интернационале и в Германской партии неприязнь верхов и парт-чиновников. После начала российской революции в 1905 году Люксембург тайно едет в Варшаву и принимает деятельное участие в революционных действиях польского пролетариата. Царская охранка наконец ловит ее и она проводит долгие месяцы в тюрьме под угрозой расстрела или каторги. Ее немецкие друзья выручили ее из тюрьмы и в 1907 году Люксембург навсегда переселяется в Германию.

1905 год для Люксембург, как и для всего левого крыла немецкой с.-д., имел огромное значение. Он помог Люксембург теоретически обосновать борьбу против пассивности официального большинства партии. Ее знаменитая работа "Всеобщая стачка и немецкая с.-д.", хотя и не свободная от ошибок, по справедливости может считаться первым произведением европейского большевизма. В годы перед войной Люксембург окончательно рвет не только с официальным центром, но и с Каутским. В течение ряда лет она возглавляет лево-радикальную оппозицию в партии.

В годы между первой русской революцией и Мировой войной Люксембург начала уделять огромное внимание росту империализма. В течение нескольких лет она вела курсы экономики в партийной школе германской с.-д. партии. Ее монументальная и незаслуженно забытая работа "Накопление капитала" (1913 г.) исследует проблему, над которой сам Маркс бился в течение свыше двадцати лет, когда он со скрежетом зубовным исследовал проблему расширения производства и накопления капитала во втором томе "Капитала" . Маркс не успел и не сумел закончить второй том. Энгельс, с трудом издавший его, признается, что этот материал был в совершенно неподготовленной для публикации форме, что автор снова и снова на протяжении долгих лет возвращался к этой теме, что собственные выводы и заключения Маркса не удовлетворяли.

Люксембург в начале книги пытается идти по стопам Маркса, исследуя историю экономических дебатов среди буржуазных экономистов. Но ее решение вопроса неожиданно и потрясающе: она неразрывно связывает накопление капитала, расширение капиталистических производительных сил и капитализма вообще с империализмом и милитаризмом. Третья часть книги "Исторические условия накопления", особенно главы о международных задолженностях и о милитаризме, читается, как будто Люксембург комментирует события сегодняшнего дня, махинации Мирового Банка и Международного Валютного Фонда, огромные поставки оружия в кредит в неразвитые страны и прочие чудеса империализма.

Вот что пишет об этой работе Люксембург в связи со своей биографией Маркса известный немецкий коммунист Франц Меринг:

"Огромная литература об этом классическом произведении ( "Капитале") отличается скорее своим объемом, чем содержанием, причем это следует сказать не только о противниках. Ближе всего к прообразу по обширности сведений, блеску языка, логической ясности исследования, независимости умственной работы, развивающей дальше идеи "Капитала" , подходит труд: Роза Люксембург, "Накопление капитала" . Та манера, с которой эта книга была раскритикована в пух и прах так называемыми австромарксистами (Экштейн, Гильфердинг и т. д.), является шедевром марксистского поповства. (Ф. Меринг, "Карл Маркс. История его жизни" , Москва, Политиздат, 1990, стр. 510).

Люксембург во многом предвосхитила выводы Ленина в области понимания причин и сути империализма. Она также опередила его в открытии борьбы против центризма и оппортунизма во Втором Интернационале. Вот что пишет Троцкий в 1932 году в связи со сталинской нападкой на Люксембург:

"В борьбе Розы Люксембург против Каутского, особенно в 1910-1914 годы, большое место занимали проблемы войны, милитаризма и пацифизма. Каутский защищал реформистскую программу: ограничение вооружений, международный трибунал и пр. Роза Люксембург решительно боролась против этой программы, как иллюзорной. Ленин переживал колебания в этом вопросе, но стоял в известный период ближе к Каутскому, чем к Розе Люксембург" ("Бюллетень оппозиции", # 28, стр. 13).

И еще: "Да, в этот период (1916 год) Ленин объявил уже непримиримую борьбу каутскианству, сделав из своей критики все необходимые организационные выводы. Несомненно, что Роза Люксембург не ставила вопрос о борьбе с центризмом с необходимой законченностью, — здесь преимущество было целиком на стороне Ленина. Но между октябрем 1916 г., когда Ленин писал о брошюре Юниуса, и 1903 годом, когда возник большевизм, прошло 13 лет; в течение большей части этого периода Роза Люксембург находилась в оппозиции к Каутскому и бебелевскому ЦК, придавая все более и более острый характер своей борьбе против формального, педантского, внутренне-гнилого "радикализма" Каутского".

"Ленин не участвовал в этой борьбе и не поддерживал Розу Люксембург до 1914 года. Страстно поглощенный русскими делами, он соблюдал чрезвычайную осторожность в вопросах международных. В глазах Ленина Бебель и Каутский стояли, как революционеры, неизмеримо выше, чем в глазах Розы Люксембург, которая наблюдала их ближе, в действии, и гораздо непосредственнее ощущала атмосферу немецкой политики" (там же, стр. 12).

Отношение Люксембург к вопросу о движущих силах русской революции было весьма близко к воззрениям Троцкого. В 1906 году она писала:

"Таким образом, нынешняя революция в России по своему содержанию далеко выходит за рамки ранее происходивших революций и по своим методам не примыкает ни к старым буржуазным революциям, ни к прежним парламентским боям современного пролетариата. Она создала новый метод борьбы, соответствующий как ее пролетарскому характеру, так и связи борьбы за демократию с борьбой против капитала, — революционную массовую забастовку. Итак, по своему содержанию и методам она — совершенно новый тип революции. Будучи формально буржуазно-демократической, а по сути своей — пролетарско-социалистической, она как по содержанию, так и по методам является переходной формой от буржуазных революций прошлого к пролетарским революциям будущего, в которых речь уже пойдет о диктатуре пролетариата и об осуществлении социализма" ("О социализме и русской революции", Москва, Политиздат, 1991 г., стр.136).

На Лондонском съезде РСДРП в 1907 г., где Люксембург тесно солидаризировалась с Троцким, она сказала:

"Поэтому, товарищи, вы несете обязанности по отношению к интернациональному пролетариату. И русский пролетариат окажется на высоте этой задачи лишь в том случае, если он в способах своей борьбы, в решительности, в ясном сознании своей цели, в размахе своей тактики учтет результаты международного развития в целом, учтет достигнутую степень зрелости всего капиталистического общества. Русский пролетариат своими действиями должен показать, что между 1848 и 1907 гг. протекло больше полстолетия капиталистического развития и что мы с точки зрения этого развития, взятого в целом, стоим не в начале буржуазного классового господства, а скорее в начале его конца. Он должен показать, что русская революция является не столько последним актом из серии буржуазных революций XIX в., сколько предтечей новой серии будущих пролетарских революций, в которых сознательный пролетариат и его авангард — социал-демократия предназначены исторически к роли вождя" (там же, стр. 147).

Еще накануне войны, в 1913 году, за речь против милитаризма Люксембург была приговорена к году тюрьмы. С самого начала войны она начинает свою революционную агитацию против войны, возглавляя группу "Интернационал". Во время войны — ярая интернационалистка, единомышленница К. Либкнехта, вместе с которым основала "Союз Спартака". В 1916 году была арестована и заключена в тюрьму. Однако даже в тюрьме не прекратила агитационной и пропагандистской работы, посылая конспиративно брошюры, листовки и воззвания против войны. Там ею написана под псевдонимом "Юниус" знаменитая брошюра "Кризис социал-демократии", в которой теоретически предвосхитила полное разложение II Интернационала и создание III Коммунистического Интернационала. Именно оторванностью от внешнего мира объясняется в значительной мере то критическое настроение, которое она проявила летом 1918 года по отношению к некоторым сторонам деятельности Советской власти. Но из своей тюремной камеры она приветствовала Октябрьскую революцию:

"Большевики в качестве цели взятия ими власти тотчас же выдвинули самую полную последовательно революционную программу: не защита буржуазной демократии, а диктатура пролетариата ради осуществления социализма. Их непреходящая историческая заслуга состоит в том, что они впервые провозгласили конечной целью социализм как непосредственную программу практической политики".

"Ленин, Троцкий и их товарищи в полной мере проявили мужество, решительность, революционную дальновидность и последовательность, на какие только способна партия в исторический час. Большевики были олицетворением революционной чести и способности к действию, которые утратила социал-демократия Запада. Их Октябрьское восстание было не только фактическим спасением русской революции, но и спасением чести международного социализма" (там же, стр. 313-314).

Резко и открыто критикуя большевиков за нарушение принципов демократии, за несоциалистическую аграрную программу, за чрезмерные, по ее мнению, уступки национальным движениям, Люксембург провозглашала интернациональную перспективу социализма:

"Все мы подвластны истории, а социалистическая политика может осуществляться лишь в международном масштабе. Большевики показали, что они могут все, что только в состоянии сделать истинно революционная партия в границах исторических возможностей. Они не должны стремиться творить чудеса. Ибо образцовая и безошибочная пролетарская революция в изолированной стране, истощенной мировой войной, удушаемой империализмом, преданной международным пролетариатом, была бы чудом".

"Дело заключается в том, что надо отличать в политике большевиков существенное от несущественного, коренное от случайного. В этот последний период, когда мы находимся накануне решающих последних боев во всем мире, важнейшая проблема социализма, самый жгучий вопрос времени — не та или иная деталь тактики, а способность пролетариата к действию, революционная активность масс, вообще воля к установлению власти социализма. В этом отношении Ленин и Троцкий со своими друзьями были первыми, кто пошел впереди мирового пролетариата, показав ему пример; они до сих пор еще единственные, кто мог бы воскликнуть вместе с Гуттеном: "Я отважился!""

"Вот что самое существенное и непреходящее в политике большевиков. В этом смысле им принадлежит бессмертная историческая заслуга: завоеванием политической власти и практической постановкой проблемы осуществления социализма они пошли впереди международного пролетариата и мощно продвинули вперед борьбу между капиталом и трудом во всем мире. В России проблема могла быть только поставлена. Она не могла быть решена в России, но она может быть решена только интернационально. И в этом смысле будущее повсюду принадлежит "большевизму"" (там же, стр. 332-333).

По освобождению из тюрьмы Люксембург вместе с Либкнехтом руководит в декабре 1918 года учредительным съездом компартии. Вдохновлявшийся ею центральный орган партии и до сих пор является образцом для эпохи бурного темпа политической борьбы. Будучи (как и Либкнехт) против свержения шейдемановского правительства, ввиду слабости компартии, Люксембург, тем не менее, приветствует начавшееся выступление берлинских рабочих в начале января 1919 г. Но Люксембург и Либкнехт погибли 15 января, когда шейдемановские белые офицеры захватили их в плен и без суда казнили.

Первоклассный писатель, превосходный оратор, глубоко образованный человек, Люксембург навсегда войдет в историю рабочего движения, как пионер современного европейского коммунизма и организатор крупнейшей партии европейского рабочего класса. Среди литературного наследия Люксембург следует отметить работы: "Социальная реформа или революция" (1899), "Массовая стачка, партия и профсоюзы" (1906), "Накопление капитала" (1913), "Кризис социал-демократии" (1916), "Анти-критика" (1916) и массу злободневных публикаций на всевозможные темы. /И-R/


обратно к справочнику