Красный призрак.

Праздничное настроение революции давно уже прошло. То кажущееся «внеклассовое» или «сверхклассовое» единодушие, с которым свергнут был в России насквозь прогнившей, всем одинаково ненавистный и всеми проклятый самодержавный строй,–это призрачное единодушие давно уже уступило место непримиримой классовой борьбе. Чем дальше развивается революция, — а развивается она несмотря на все старания удержать её, — тем глубже заходит стихийный революционный процесс, тем явственнее и решительнее выступает истинная классовая сущность переживаемой революции.

И буржуазия, которая сразу казалась готовой переименовать «красную тряпку» в «красное знамя», со свойственным ей правильным классовым чутьем первая поняла это. Начался систематический, планомерно-организованный поход против наиболее революционной части современного общества, против пролетариата.

Первое сражение дано было по вопросу о 8-часовом рабочем дне, когда буржуазия всеми силами, не останавливаясь перед явным искажением истины, стремилась внести разлад в до сего единую революционную армию рабочих и солдат. Пролетариат мобилизовал свои силы, наглой лжи и клевете он спокойно противопоставил факты, и это сражение было блестяще проиграно буржуазией. 8-ми часовой рабочий день был введён, а поссорить армию и пролетариат не удалось.

Но буржуазия не сложила оружия. «Отступив в полном порядке на заранее приготовленные позиции», она немедленно же предприняла второй поход против так называемого «двоевластия».

И эта компания сорвалась. Но на этот раз поражение буржуазии не было столь позорно, ибо она добилась того, что часть демократии, дав своих заложников в правительство, частично перешла на её сторону и этим самым значительно ослабила силу своего сопротивления натиску буржуазии. Последняя немедленно же постаралась не только использовать этот частичный успех в интересах осуществления своих классовых целей, но и продолжала свое наступление по всему фронту.

Борьба против «двоевластия» приняла теперь форму «борьбы с большевизмом». Не имея мужества открыто выступить против большинства революционной демократии, буржуазия ведёт планомерно организованный поход против наиболее решительного, наиболее революционного левого фланга её.

Мобилизовались все реакционные, все контр-революционные силы страны, и под видом борьбы с «большевизмом», «интернационализмом» и т.п. ведётся систематическая война против социализма, ибо вся ложь буржуазной агитации, вся сила её аргументации направлена против самих принципов социализма, спекулирует на собственнических инстинктах малосознательных широких слоев мелкой буржуазии. Способ борьбы испытанный и верный. Искусственно создавая панику анархии, порождая и культивируя страх перед грядущей «гражданской войной», буржуазия сознательно питает и анархию и гражданскую войну.

И эта работа уже дает свои тлетворные результаты. На уличных митингах, во время случайных выступлений из глубины малосознательных масс уже раздаются проклятья по адресу «ленинцев», которые-де «хотят отнять у меня за 46 лет честного труда и потом накопленные 5 тысяч рублей и две десятинки земли», как нам недавно доказывал один извозчик. Из провинции уже сообщают о царящей там панике. Нам пишут:

«Здесь среди обывателей, которые стоят повыше на общественной лестнице, более ясно слышны вопли ужаса, а тех что пониже, характеризует полная беспомощность, растерянность и абсолютное непонимание всего происходящего».

А многочисленные письма от различных анонимных мелких собственников, которые призывают громы небесные на голову «интернационалистов», якобы желающих отнять у них их крохотную собственность, и, не ограничиваясь небесной карой, угрожают вполне реальными наказаниями на земле! Таковы плоды этой агитации! Так воспринимает несознательная масса борьбу против большевизма!

То, что буржуазия называет «красный призрак социализма», всегда было наиболее надёжным оружием в руках врагов социал-демократии. В свое время этим оружием с успехом пользовались «не краснобаи, а люди дела»: в Германии — Бисмарк и Бюлов. Теперь этим же отравленным оружием в революционной России пользуются Церетели, Скобелев, Чернов и иже с ними…

История знает много примеров, когда угрожая этим «красным призраком», столь страшным для всякого собственника, не понимающего истинного значения и сущности социализма, удавалось двинуть против социал-демократии мелкую буржуазию. Но история не знает ни одного примера, когда эту работу совместно с буржуазными слугами реакции проделывали бы сами социалисты… Русской революции, к сожалению, суждено дать позорный пример того, как сами социалисты — в упоении ли властью, или же преисполненные государственной мудрости, — не ведая, что творят, своими руками подрубают тот сук, на котором сидят.

Ибо, как бы надолго не откладывать возможность осуществления социалистического переворота, ни один социалист, конечно, не может сомневаться, что рано или поздно этот момент должен наступить. И тогда, если вся мелкая буржуазия уверует в ту агитацию, которая теперь ведётся при поддержке и активном содействии некоторой части социалистов; если в результате этой агитации социализм для всей этой массы будет представляться только в форме экспроприирования у бедного человека его последнего пиджака, как на днях доказывал один уличный агитатор — тогда в действительности вся масса мелких собственников может ринуться на защиту своей якобы угрожаемой частной собственности; когда в самом деле может начаться та анархия, может разразиться та гражданская война, во имя предотвращения который социалисты теперь, «поступаясь своими принципами» и «принося себя в жертву» сочли необходимым вступить в буржуазное правительство, и тогда нет никакого сомнения, что вся эта несущаяся лавина темных, ослепленных своими собственническими инстинктами и наэлектризованных бессмысленной агитацией людей, сметая на своем пути уже сделанные завоевания революции, – начнёт с «большевиков» и «интернационалистов», но кончит меньшевиками и эсерами.

И если этого не понимают нынешние правительственные социалисты, все взоры свои направляющие только налево и совершенно не замечающие того, что творится вправо от них, то тем яснее должен это понимать сознательный социалистический пролетариат.

У социал-демократии имеется только один способ борьбы: агитация, пропаганда и организация.

Чем более организован поход против социал-демократии, тем более планомерно организованной должна быть оборона её. Индивидуальные, частичные выступления теперь уже недостаточны. Нет, весь сознательный пролетариат России и все идущие с ним должны выступить в защиту своих социалистических позиций. Выясняя истинную сущность социализма, вакханалии лжи и клеветы спокойно противопоставляя факты, – социал-демократия должна систематической агитацией против неё противопоставить ещё более систематическую и ещё более яркую контр-агитацию. Переходя от обороны в наступление, там, где власть на местах фактически находится в руках демократии или же может перейти в её руки, — сознательный пролетариат, как авангард революционной демократии, должен использовать свое господство в интересах доказательства на деле, кому именно может быть страшно это его господство.

И когда самые малосознательные слои населения в результате такой планомерно организованной работы не на словах только, но и на деле убедятся, что «красный призрак социализма», которым их пугает буржуазия, вовсе не призрак и нисколько для них не страшен; когда этот «призрак» и в их глазах превратится в то, что он есть, т.е. в то Красное Солнце, которое своими животворящими лучами ярко освещает и согревает всю исстрадавшуюся, залитую кровью и слезами землю, — тогда нынешние обманутые враги социал-демократии станут её верными друзьями и союзниками и тогда окончательная победа социал-демократии вполне обеспечена.

А. Иоффе (В. Крымский).

«Вперед» № 4, 30 (17) июня 1917 г.