Нота тов. Иоффе

об украинско-германской попытке отторжения Крыма.

«Известия», 5 октября 1918 г.

статс-секретарю по иностранным делам фон-Гинце

26 сентября 1918 года.

Господин Статс-Секретарь.

Нижеподписавшийся позволяет себе обратиться к Вашему Превосходительству по следующему поводу.

В киевских газетах напечатано следующее официально-правительственное донесение:

«Прекращение таможенной войны между Украиной и Крымом. Последнее заседание Совета Министров было посвящено вопросу о положении Крыма. Обсуждение этого вопроса находится в связи с выраженным авторитетными кругами в весьма определенной форме пожеланием о прекращении ненормальных отношений между этой областью и Украиной и приостановке разоряющих население обеих сторон действий, направленных к углублению таможенной войны, а также в связи с состоявшимся между представителями Украинского и Германского правительств соглашением по целому ряду вопросов, касающихся этого предмета. Председатель Совета Министров Ф.А. Лизогуб обратился к Совету Министров с сообщением по крымскому вопросу и предложил обсудить его. Между прочим Председатель Совета Министров указал, что настоящее положение вещей, при котором Крым и Украина, представляя собой отдельные государственные единицы, ведут таможенную борьбу, самым тяжелым образом отражается на промышленности и интересах населения обеих сторон, особенно на жителях Крыма, которые попали вследствие этой войны в крайне неблагоприятное положение, и что немедленное прекращение войны является настоятельно необходимым. После обмена мнениями по поводу доклада г-на председателя, Совет Министров вынес следующее постановление: «Совет Министров Украинской Державы осведомившись о решении представителей Крыма вступить с Украинским правительством в переговоры об условиях объединения Крыма с Украиной, и идя навстречу тяжелому положению населения Крыма, которое не может в условиях таможенной войны реализовать урожай фруктов и винограда, с соизволения Пана Гетмана постановил: 1) временно прекратить таможенную войну, при условии немедленной присылки представителями Крыма в Киев уполномоченного ими лица для открытия вышесказанных переговоров. 2) Просить Министра Финансов снять таможенный досмотр грузов, следующих в Крым и из Крыма. 3) Переговоры с представителями Крыма по прибытии их в Киев об условиях слияния Крыма с Украиной вести непосредственно министрам заинтересованных ведомств, не передоверяя своих полномочий другим лицам. 4) О времени прекращения таможенной войны сообщить по телеграфу».

Нижеподписавшийся позволяет себе напомнить, что как в III Украинском Универсале, так и в известной ноте Императорского Правительства от 29-го марта с.г., где устанавливались границы территории, на которую претендует Украина, ясно указывалось, что Крым в эту территорию не входит. С другой стороны Императорское Правительство в ст. IV-й добавочного договора категорически обязывается не вызывать и не поддерживать образования самостоятельных государственных организмов внутри России.

В заявлении представителя Украинского Совета Министров Ф. А. Лизогуба, что Крым представляет собою «отдельную государственную единицу» Рабоче-Крестьянское правительство так же, как и в признании Украиной независимой Донской Республики (о чем нижеподписавшийся уже имел честь довести до сведения Вашего Превосходительства в ноте от 8 сентября 1918 г. за № А 335) усматривает недружелюбный в отношении России акт. Недружелюбность эта еще усугубляется в силу того обстоятельства, что Украинское Правительство ведет с этой неотъемлемой частью Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, Крымом, переговоры о слиянии его с Украиной.

Тот факт, что в своем заявлении г-н председатель Украинского Совета Министров ссылается по этому поводу на «состоявшееся между представителями Украинского и Германского Правительств соглашение по целому ряду вопросов» вынуждает Рабоче-Крестьянское Правительство объявить, что если бы это признание Украиной независимости Крыма и переговоры о слиянии его с Украиной явились результатом соглашения ее правительства с Императорским Правительством, то это было бы со стороны Германии явным и резким нарушением добавочного договора ст. IV.

Крым, как и Донская область, составляют части Российской Республики и отделение их от России, признание их независимости кем бы то ни было, или присоединение их к какому-либо другому государству является нарушением суверенных прав Российской Республики и только так может быть воспринято Рабоче-Крестьянским Правительством.

С другой стороны, признание Украиной независимого Крыма и независимого Дона и отказ устанавливать с Российской Республикой государственную границу в этих областях, лишают Россию возможности выполнить взятое ею на себя по Брестскому договору обязательство заключения договора с Украиной, и поэтому Рабоче-Крестьянское Правительство вторично указывает, что снимая с себя всякую ответственность за невыполнение этого, оно надеется на содействие Германии в скором создании условий, делающих для России выполнение возложенного на нее Брестским трактатом обязательства.

Нижеподписавшийся, доводя обо всем этом до сведения Вашего Превосходительства и в ожидании скорого ответа, пользуется случаем, чтобы возобновить уверения глубочайшего уважения.

А. Иоффе.