Из письма A. A. Иоффе к Троцкому

Письмо Иоффе к Троцкому красочно показывает начальную систему назначений на ответственные советские посты. Материал дается со ссылкой на архивный материал ЦГАСА 33987, оп. 3, д. 46, л. 144. — /И-R/

На другой день после назначения Красина наркомом путей сообщения — пост, на который он, несмотря на все свои достоинства, совершенно не годится, мне пришлось уезжать, а перед отъездом быть у В. И. В разговоре, последний меня спросил, когда я еду. Я ответил, что не знаю, когда идет поезд. «Так вы позвоните Красину», сказал Влад. Ильич. В его представлении наркомпуть должен был знать все, в том числе расписание поездов, несмотря даже на то, что он вчера только был назначен, а до того жел. дор. делом никогда не занимался.

И так во всем.

Далее Иоффе пишет о подборе и назначении народных комиссаров «По финансовому вопросу изволь обращаться к Крестинскому». Хотя с каких пор, последний стал финансистом.

По иностранным делам — к Чичерину, хотя всем известно, какой он дипломат.

Быть может, так и следует в благоустроенном государстве, но тогда нужна была бы еще одна предпосылка, а именно — назначение на пост только специалистов в данной области, как при царском режиме, когда министром финансов становился человек, наживший геморрой, как раз в финансовом ведомстве, министром иностранных дел — человек обивший пороги всех иностранных дворов, сначала в роли атташе, потом посланника, а потом важного посла, и т. д.

Но, у нас, когда человека берут, так сказать, от сохи, когда, например, Лутовинова назначают членом комиссии Р.К.И., не потому, что он что-нибудь понимает в инспекции, или когда-нибудь этим интересовался, а только потому, что надо заткнуть ему глотку и «орабочить» Р.К.И.