Пахнет порохом.

«Известия» (Ташкент), 6 декабря, 1921 г.

Международное положение в буржуазную эпоху определяется двумя факторами: во-первых, борьбою буржуазного мира против угроз пролетарской революции, во-вторых, борьбой между отдельными государствами внутри самого буржуазного лагеря.

Буржуазная философия истории даже придумала в свое время своеобразную теорию «политического равновесия», на основании которой исторические события, руководимые как бы «категорическим императивом» историко-философской морали нивелируют слишком большое усилие одного государства за счет других и постоянно приводят таким образом к более или менее устойчивому равновесию.

На деле единственным регулятором является империалистическая конкуренция борющихся за овладение миром капиталистических великих держав, а кажущееся равновесие создается только в результате кровавых катастроф.

Последняя такая катастрофа, мировая война 1914-17 г. г., — хотя и разрешила спор между Англией и Германией победой первой, — но ни к какому политическому равновесию не привела, ибо поставила в порядок дня новое соперничество между Англией и Соединенными Штатами Северной Америки и выдвинула новый призрак еще более страшной мировой войны.

Пресловутая Вашингтонская конференция, учитывая оба вышеуказанных фактора, определяющих международное положение, пытается теперь с одной стороны обмануть мировую революцию иллюзией мира, ограничения вооружений и возможности разрешения империалистических конфликтов мирным путем, а с другой стороны стремится урегулировать борьбу в собственном своем лагере и создать хотя бы неустойчивое равновесие.

Мы уже показали, как быстро сорвалась первая попытка и как легко вскрывается миротворческий обман буржуазии.

Не лучше дело обстоит и со второй попыткой.

Чрезвычайно окрепшие и усилившиеся во время войны за счет чужой крови, Соединенные Штаты не пытаются даже замаскировать своей гегемонии над миром. До сих пор, если одно какое-нибудь из буржуазных государств чрезмерно усиливалось, другие составляли коалицию против него. Соединенные Штаты настолько сильны, что в этом не нуждаются и без всякого союза с другими государствами открыто заявляют, что Англо-Японский союз против Соединенных Штатов последним не нравится и должен быть расторгнут.

Но ведь Англо-Японский союз именно и был создан для парализования все растущей американской мощи, ибо в данное время Англия и Япония сильнее Соединенных Штатов, а лет через пять-шесть Соединенные Штаты Северной Америки, выполнив свою военную программу, будут сильнее Англии и Японии вместе взятых.

Что остается делать Англии? Принять требование и расторгнуть свою союз с Японией? Но тогда надо либо признать гегемонию Америки, либо поднять брошеную перчатку и вступить в соревнование в вооружении, что для Англии означает полное финансовое и экономическое банкротство. Или же не принимать этого требования и сохранить свой союз? Но тогда Америка все же будет вооружаться и, став сильнее обоих союзников, заставит их себе подчиниться.

Англия сейчас находится в положении Германии 1914 г. Перед нею дилемма: либо выпустить из своих рук гегемонию над миром, либо объявить превентивную войну в условиях для нее более выгодных для того, чтобы ей не навязана была невыгодная война в условиях, когда противник окажется сильнее ее.

И в том и в другом случае в воздухе пахнет порохом. Положение до мелочей напоминает эпоху, непосредственно предшествовавшую мировой войне: международный пролетариат должен быть настороже.

Если в 1914 г. война оказалась возможной благодаря предательству II Интернационала, то III Интернационал тем более зорко присматривается к развивающимся событиям и в нужный момент сумеет сказать нужное слово.