Письмо Ленину из Ташкента.

Копия в архиве дочери А.А. Иоффе, Н.А. Иоффе.

10 дек. 1921 г.

С. секретно. Лично.

Многоуважаемый Владимир Ильич, жалоба Сафарова на Комиссию по чистке дошла до меня. Он пишет, что хотя и не знает «как относится к этому Иоффе», но возвращаются времена 20 г. — «самого махрового колонизаторства».

Тут сказалась вся «сафаровская» политика — подмена личными, групповыми отношениями отношений серьезно-деловых.

Разве, если бы Aтабаев и Ходжанов, которых он так защищает, действительно были бы выброшены из партии — это было бы «колонизаторством»?

Aтабаев — пьяница, развратник, комиссародержец, о котором без всякой демагогии можно сказать, что он «закомиссарился» и которого любая комиссия по чистке в России непременно выбросила бы. Ходжанов, недавний член белых организаций, недавний контр-революционер в самом точном и узком смысле слова, сам не скрывающий, что и теперь остается киргизским националистом.

И тем не менее я сразу же стал на точку зрения, что здесь вообще нужен иной подход, чем в России и необходимо оставить тех, кого вы в России непременно выбросили бы, Еще до приезда Ногина, я говорил об этом с Диманштейном. Правда, относительно Aтабаева с трудом уговорил не выписывать ему ничего в партбилет, ибо даже Ногин считал невозможным из соображений чистоплотности покрывать его. Но что же делать? Здесь политические соображения должны превалировать. Такова моя политика.

Пишу же я потому, что Ваше отношение к здешней публике особливо важно.

Компания, из бывшего жандарма и объявленного в «Искре» провокатора (Юдовский); бывшего сподвижника Кассо (Познер); развратника и комиссародержца (Aтабаева), бывшего белогвардейца (Ходжанова), настоящего буржуазного националиста (Тюракулова) и мн[огих] других служивших у полицейских приставов и т.д., с самим Сафаровым, собственноручно избивающим людей, во главе; эта кампания изображается как цвет коммунизма, а всякая борьба против нее — махровым колонизаторством. Пора положить конец этой сказке! Пора понять ЦК, с кем в действительности имеешь дело в Ташкенте.

Повторяю, по-моему этой компании еще прогнать нельзя и нужно ждать, пока народятся новые коммунисты (а в массах есть очень хорошие!), но нельзя также, чтобы все эти негодяи в Москве имели авторитет.