На новый путь.

«Известия» (Ташкент), 13 декабря, 1921 г.

Последняя нота Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР, т. Чичерина, решительно протестует против попытки разрешения так называемыми великими державами вопроса о Восточно-Китайской железной дороге, без участия России, подчеркивает, что никаких подобных решений Россия не признает и указывает, что этот вопрос будет разрешен между Россией и Китаем на конференции, которая по этому поводу уже работает.

После войны империалистические правительства взяли на себя своеобразную монополию самостоятельного разрешения всех международных вопросов как своих, так и чужих. Сущность империализма ведь и заключается в стремлении овладеть миром, и Антанта, победив своих врагов и, считая Россию снятой со счетов мировой политики, вообразила, что может хозяйничать по своему.

Первое время, когда наше внимание было отвлечено гражданской войной и борьбой против интервенции, приходилось молчать. Но уже не в первый раз, Рабоче-Крестьянское Правительство подымает громко свой голос и заявляет о своем мнении не только по вопросам, непосредственно касающимся России, но и по обще-международным вопросам, которые не могут не затрагивать интересы всех государств.

И буржуазии с этим приходиться считаться, несмотря на то, что она по прежнему продолжает не допускать России ни на какие международные конференции.

Мировая буржуазия считает на штыки, а так как штыков у нас достаточно и наша Красная Армия не хуже, а лучше буржуазных армий, состоящих из потенциально враждебных буржуазному строю элементов, то удельный вес РСФСР на весах мировой политики растет с каждым днем. Недаром германская печать уже заговорила о том, что скоро придется не только признать РСФСР, но уделить ей подобающее место в «международном концерте».

И, быть может, в связи с этим обостряется та алармистская шумиха, которая все энергичнее инсценируется выжившими из ума, беззубыми актерами международной реакции.

Все тревожнее становится поведение Финляндии и Польши в отношении России.

Самые бессильные из вновь образовавшихся государств, но страдающие манией величия и гордые своей ролью застрельщиков мировой реакции, — ибо в этом случае и «мы-де пашем» и мы активно участвуем в «большой» политике, — эти государства спускаются с цепи для того, чтобы ослабить ту активность в международной политике, которую за последнее время проявляет она.

Всякому, знакомому с положением дел ясно, что ни Финляндия, ни Польша, окончательно обанкротившиеся, раздираемые внутренней борьбой и изнывающие под бременем внутренних неурядиц, всерьез воевать не могут. Но всякому, знакомому с положением дел, в то же время ясно, что ежели дело действительно дойдет до войны, то за Польшей, Финляндией и иже с ними будут будут стоять объединенные силы мирового империализма, уже не способного открыто воевать против Советской власти, но все еще могущего вести войну под псевдонимами.

Положение диктует осторожность и Советская власть готовится на всякий случай. Но она не дает ввести себя в обман и ни на шаг не отходит от намеченного пути, пути большей активности внешней политики, авторитетного вмешательства в международные дела, недопущения закулисного разрешения вопросов касающихся угнетенных народов и угнетаемых классов. Рабоче-крестьянская власть — есть авангард мировой армии трудящихся и в качестве такового она выступает и в своей дипломатии. Она не даст себя запугать обходными движениями буржуазии, тем более, что для перепугу никаких оснований и нет.

А. Иоффе.