Краткая автобиография

Эта автобиография была написана для архива Общества политкаторжан 25 ноября 1926 г. Она несколько разнится и дополняет заметку, написанную в 1927 г. для энциклопедического словаря «Гранат». — Искра-Research


Родился 10/X—1883 г. С молодых лет, еще в гимназии, занялся революционной работой, а с 1902 г. был формально членом организации РСДРП. Ввиду этого в 1903 г., по окончании гимназии, не мог поступить ни в один русский университет и уехал в Берлин, где поступил на медицинский факультет, продолжая свою революционную работу в местной «Группе Содействия РСДРП». В 1904 г., по поручению заграничного ЦК партии, отправился в Баку на работу и с транспортом нелегальной заграничной литературы. В Баку работал в большевистской организации. В том же году приехал в Москву, где работал в меньшевистской организации. Затем работал короткое время в Крыму.

В 1905 г. за несколько дней до «январских дней» уехал в Берлин. Однако, узнав там об этих последних событиях, вернулся немедленно в Россию, сначала опять в Москву, а затем — в Крым. В Крыму участвовал в потемкинской истории (организация побега К. Фельдмана из Севастопольской военной тюрьмы). Из Крыма опять бежал за границу.

В 1906 г. после Стокгольмского съезда был назначен одним из четырех членов Заграничного Бюро ЦК с местопребыванием в Берлине. В том же году был выслан постановлением правительства из пределов Германии и уехал в Россию, опять в Москву и в Крым.

В 1907 г. опять бежал за границу, в Швейцарию, где продолжал работать в университете на юридическом факультете. В конце этого года вновь уехал в Россию (Крым), но вскоре опять должен был скрыться за границу.

Уехал (в 1908 г.) в Вену (Австрия), где вместе с Троцким основал газету «Правда», внефракционную (сначала была органом Спилки, затем всероссийским; сначала редакция в составе: Троцкий, Басок, Иоффе; затем присоединен был Семковский, а Басок вышел из состава редакции; к концу присоединен был т. Скобелев). Временно «Правда» была органом ЦК, и в редакцию входил от ЦК т. Каменев. Секретарем редакции временно был Вл. Копп.

В 1910 г., по поручению редакции «Правды», совершил (нелегально) объезд российских организаций в целях инструктирования и завязывания сношений. В 1911 г. этот объезд повторился.

То же самое — в 1912 г., как член орг. комитета по созыву всепартийной конференции. В этом году был в Одессе арестован и по выяснении личности, за недоказанностью материалов жандармского дознания, был сослан в административную ссылку на 4 года на крайний север Тобольской губернии и водворен был после короткого перебывания в разных селах Тобольской губернии, — в селе Демьянском, Тобольской губ. и уезда.

В 1913 г. был в этом селе вновь арестован, препровожден в Одессу и привлечен по 102 ст. к судебному делу «Союза Черноморских Моряков», так как у арестованного по этому же делу в Александрии, Египте, Адамовича, в архиве газеты «Моряк», было найдено письмо ред, «Правды» за подписью В. Крымский, и жандармы, следовательно, могли уже теперь доказать, что разыскиваемый Крымский и Иоффе — одно и то же лицо.

В 1914 году был суд над «Союзом Черноморских Моряков», к делу которого привлечены были почти все видные революционеры — как с.-д., так и с.-р.; но за ненахождением их, дело о них, после длительных и решительных протестов арестованных против затяжки следствия, было выделено.

На суде признал свою принадлежность к РСДРП, и к редакции «Правды» и был осужден к лишению всех прав состояния и бессрочной ссылке на поселение. Однако, сослан не был, так как жандармами возбуждено было новое дело (все по тому же письму) в принадлежности к партии. Переведен был в каторжное отделение и на каторжный режим. Вторично, ввиду уже имевшего место на первом суде признания в принадлежности к партии, присужден был к ссылке на поселение — «не лишая его прав, как уже лишенного».

Водворен был в с. Абан, Енисейской губернии, Канского уезда. Оттуда был переведен для заведывания приисковой больничкой на слюдяные прииски в Троицко-Заозерскую волость. Из ссылки посильно сотрудничал в заграничной и русской партийной прессе.

С мартовской революцией 1917 г. отправился в Петроград, предварительно пробыв некоторое время в г. Канске для содействия организации местной власти и писания воззваний и прокламаций. Ездил также с агитацией по деревням.

По прибытии в Петроград был избран членом Петроградского Совета Рабочих и Солдатских депутатов.

Как член Организационного Комитета по подготовке августовской конференции (1912 г.) и августовского блока, организационно числился в этом блоке, но идейно примыкал к большевикам и вел у них работу. Однако, чтобы не выходить из этого блока изолированно, в надежде оторвать его левую часть, отправился в Крым в целях получения мандата на созываемый «Съезд меньшевистских и объединенных организаций РСДРП». Мандат получил, но оторвать левое крыло не удалось, и ушел один как со съезда, так и из партии.

Вступил в так называемую «Междурайонную организацию» и стал ее ответственным организатором; также был членом редакции газеты «Вперед». Вместе с тем на I Съезде Советов избран был во ВЦИК, также в Петроградскую городскую думу от большевиков, затем в президиум Петросовета. Вместе с Луначарским и Урицким редактировал также большевистскую муниципальную газету (название забыл).

На VI Съезде большевистской РСДРП избран был первым (или вторым, точно не помню) кандидатом в члены ЦК и фактически — за выбытием арестованных членов ЦК — входил в этот ЦК, где руководил технической частью (издательство, типографии и т.п.), работая и в городской думе.

Избран был от г. Пскова в Учредительное собрание.

Перед Октябрем был послан ЦК в Военно-Революционный комитет и стал его председателем.

В этой роли отправился с главковерхом Крыленко на фронт для попытки переговоров о мире с Германией и ее союзниками.

После сдачи полномочий Военно-Революционного комитета Совнаркому, отправлен был председателем советской мирной делегации в Брест-Литовск.

По окончании переговоров в Бресте был Наркомом Иностранных Дел и Наркомом Социального Обеспечения в Петрограде в Союзе Коммун Северной Области (еще раньше — членом военно-революционной комиссии, председателем коей был Троцкий; организация вроде продовольственной диктатуры, просущестовавшая недолго).

Затем был отправлен послом в Берлин, где, помимо дипломатической работы, вел местную революционную. Руководил переговорами с германским правительством о «добавочном договоре» к Брестскому трактату и подписал его.

За несколько дней до германской революции (в ночь с 5 на 6 ноября) вместе со всем посольством выслан был из Берлина, но, застигнутый в дороге сведениями о революции, остановился в пути и три недели просидел на ст. Борисов, требуя от германского правительства возвращения советского посольства в Берлин.

После неудачи этой борьбы приехал в Москву, но вскоре был отправлен председателем делегации ВЦИК на всегерманский съезд советов. Делегация в Германию допущена не была и насильственно была возвращена в Россию.

По возвращении в Москву был послан в качестве члена ЦК партии для организации Литовско-Белорусской республики. По окончании этой работы отправлен был на Украину членом Совета Обороны Украины и Наркомом Советской Социалистической Инспекции. Вместе с армией, при занятии Киева белыми, отступал в Чернигов, а оттуда вернулся в Москву.

Был отправлен в Петроград членом коллегии НК РКИ и для организации в Питере рабоче-крестьянской инспекции по своим планам.

Однако, в 1920 г. был назначен председателем мирной делегации по переговорам с Эстонией. В следующем году — то же самое — по переговорам с Литвой и Латвией, а затем — с Польшей. Во время переговоров в Риге, по поручению ЦК, вел также переговоры с «Дашнакцутюн».

После подписания мира с Польшей отправлен был в информационно-инструкторский объезд Туркестана, а по его окончании назначен был председателем Турккомиссии ВЦИК и Туркбюро ЦК РКП(б).

Оттуда был отозван для переговоров в Генуе и назначен был членом президиума нашей делегации.

Из Генуи был отправлен для доклада в Москву, а по окончании переговоров был послан чрезвычайным послом в Китай и Японию и председателем мирной делегации по переговорам с Японией.

В Чан-Чуне тяжко заболел, но больной продолжал работу в Пекине, а затем в Токио. Однако, ввиду серьезного ухудшения болезни, из Токио в 1922 г. возвратился в Москву.

Был отправлен лечиться в Вену. Несколько подправленный, был назначен членом президиума нашей делегации по переговорам с Англией. По окончании этих переговоров был назначен полпредом в Вену.

После короткого пребывания на этом посту возвратился в Москву и назначен был членом президиума Госплана РСФСР для организации и руководства делом планирования культурного строительства, затем был назначен заместителем председателя Главного Концессионного комитета при Совнаркоме Союза ССР, каковой пост замещается и до настоящего времени.

За период 25-летнего пребывания в рядах партии сотрудничал во многих партийных газетах и журналах и написал ряд книжек, из которых главнейшие: «Крах меньшевизма»; «Мирное наступление»; «От Генуи до Гааги»; «Генуэзская конференция»; «Англия в наши дни»; «Последний Утопист»; «Япония в наши дни» и др.