Отношения между советскими республиками.

Россия и Украина.

Печатается по № 12, апрель 1920 г. журнала «Коммунистический Интернационал» — /И-R/

Социалистическая революция не только преобразует внутреннюю экономическую и политическую структуру государств, но она коренным образом изменяет и характер существующих между ними отношений. Отношения между советскими государствами коренным образом отличаются от отношений между государствами буржуазными. Ибо буржуазная государственность и государственность пролетарская различаются в самих своих основных принципах. Пролетарская Государственность не подходит ни под одну из тех классификаций, которые, начиная со времен Аристотеля, составляли государствоведы старого мира.

Общей предпосылкой всех старых форм управления, — аристократической, демократической, абсолютно-монархической и конституционно-монархической, республиканской и пр. и пр. — являлась обособленность, замкнутость государственного организма. Самые демократические из демократических республик противопоставляли своего гражданина иностранцу, в самых демократических республиках иностранцы не Допускались к политической жизни страны. Политическая жизнь являлась привилегией только данного национального класса или, в лучшем случае всех граждан, но только граждан данного государства.

Наоборот, одним из основных принципов конституции советских государств, как России, так и Украины, является совершенное упразднение национальных привилегий. Так, например, в пункте «в» § 20-го конституции Украинской Советской Социалистической Республики сказано: «Иностранцы, принадлежащие к рабочему классу и трудящемуся крестьянству, пользуются выборными правами». Такое конституционное положение вносит целый переворот. Оно является совершенно непонятным для буржуазного законодателя, привыкшего исходить из противопоставления своего государства другим, из противопоставления своих граждан — иностранцам. Однако, это положение логически вытекает из самой сути пролетарского государства.

В чем заключается коренное различие между государством пролетарским и буржуазным? В их различной, взаимно исключающей друг друга экономической основе.

Буржуазное государство, как и предшествующие ему формы государственных организаций, основано на принципе частной собственности на землю и на средства производства. На этом принципе основано все так называемое гражданское право; регулирующее отношения между частными собственниками. Государство в его целом, со всеми его аппаратами военным, административным, экономическим и с его церковью, являлось такой же собственностью—но конечно не единичной собственностью владельцев орудий труда,—а собственностью всего класса собственников господствующего буржуазно-помещичьего или рабовладельческого класса.

Целью каждого собственника является расширение и увеличение его собственности. Конкуренция—средство к этой цели. Результатом закона конкуренции является уничтожение или, в лучшем случае, подчинение менее богатых и менее ловких собственников тем собственникам, которые располагают большими средствами, большими капиталами и большей умелостью. Этот же закон регулирует и развитие буржуазных государств. Они являются такими же конкурирующими между собою организациями, и результат этой конкуренции—тот же: полное уничтожение слабых государств или, в лучшем случае, полное их подчинение сильным государствам. Принцип буржуазной государственности выражается именно в создании этих отдельных, борющихся друг е другом, национальных государств. Между этими государствами заключаются торговые договоры, почтово-телеграфные и железнодорожные конвенции, между ними, в связи с международной обстановкой, могут заключаться оборонительные и наступательные союзы,—но все это имеет характер временный, случайный и частичный. Эти союзы не могут устранить существующего между ними, присущего всему капиталистическому строю, глубокого антагонизма. Как только объединяющая их общая опасность или временный интерес минуют, снова вспыхивает еще с большей силой борьба и вражда, вытекающая из самой их природы. Характерной в этом отношении является история коалиции государств Согласия и всех их союзников за время и после империалистской войны.

Национализм является идеологией буржуазной государственности. Дипломатические интриги, всякого рода «подсиживания», взаимный обман являются обыкновенными приемами буржуазной государственной власти. Когда в первом манифесте Интернационала Маркс, говоря об иностранной политике капиталистических государствах, противопоставлял ей политику, основанную на законах человеческой морали, конечно он не имел ввиду, что в буржуазном обществе социалистам нужно противопоставлять этой политике государства христианскую Мораль: «не делай другому того, чего не хочешь, чтобы тебе делали». Он указал пролетариату, что только торжество пролетарской революции может создать условия для честных и искренних отношений между всеми народами.

В противоположность буржуазной государственности, государственность пролетарская, отрицая частную собственность на средства производства, отрицает право собственности и на самую государственную территорию. В социалистическом государстве нормирующим принципом является не интерес частного эксплуататора, а интерес всего рабочего класса. Границы между социалистическими государствами перестают иметь политический характер, превращаясь в обыкновенные административные границы. Точно так же исчезают и границы, разделяющие отдельные частные производства, нормируемые только законом конкуренции. Вместо хаотичного капиталистического хозяйства, при котором усиленное производство фабрикатов и интенсивная эксплуатация рабочего сменяется промышленными кризисами и безработицей, появляется организованное национализированное производство, рационально развивающееся по общему государственному плану не только в национальном, но и в международном масштабе. Тенденция социалистической революции есть политический и экономический централизм, пока — в форме международной федерации. Создание этой федерации, конечно, не может явиться результатом одного росчерка пера, а является результатом более или менее длительного процесса изживания партикуляризма, всяких демократических и национальных буржуазных предрассудков, результатом взаимного ознакомления и взаимного приспособления.

Вышеупомянутые начала, провозглашенные еще Первым Интернационалом рабочих, легли и в основу отношений между существующими советскими республиками, в первую очередь — между Советской Россией и Советской. Украиной.

С первого же момента совместного существования этих Республик, Советская Россия и Советская Украина определили свои экономические и политические отношения по линии федерации. Хотя в этом первом фазисе, который продолжался до июня 1919 года, обе республики имели по всем отраслям государственной деятельности самостоятельные комиссариаты, но между этими комиссариатами уже существовала связь и общий план деятельности.

С течением времени эти договорные отношения выразились организационно в создании единых центров. В июне 1919 года Центральный Исполнительный Комитет Украинской Социалистической Советской республики принял резолюцию о необходимости объединения ряда комиссариатов обеих республик, а именно Военного, Путей Сообщения, Финансов, Труда, Почты и Телеграфа и Высшего Совета Народного Хозяйства. Это решение было подтверждено и Центральным Исполнительным Комитетом Российской Советской Республики. В настоящем же году, 4-ый Съезд Советов Рабочих и Крестьян Украины со своей стороны подтвердил постановление обоих Центральных Исполнительных Комитетов в мотивированной резолюции, которую мы печатаем отдельно.

Подобная конституция федеральных органов, т.е. органов, объединяющих украинские и российские комиссариаты, еще не выработана. Российский Центральный Исполнительный Комитет в своей февральской сессии наметил состав комиссии, которая должна была заняться разработкой федеральной конституции. Но, к сожалению, вследствие командировки ответственных членов этой комиссии на военную и политическую работу вне Москвы, она не могла еще приступить к выполнению своей задачи, и федеральные отношения определяются от случая к случаю непосредственными соглашениями между обоими правительствами.

Такое соглашение было выработано в январе настоящего года по военному ведомству. Одновременно с объединением военного аппарата в этом соглашении предусматривается создание в ближайшее время кадров для украинских красных полков, где командование будет на украинском языке. Для этой цели предусматривалось создание школы красных украинских командиров, что уже и сделано. В Харькове уже приступлено к организации центральной школы красных командиров (червонных старшин). В этом соглашении предусматривается также создание военного отдела при Совете Народных Комиссаров Украины — для поддержания постоянной связи с военным и административным аппаратом, существующим на Украине, подчиняющимся непосредственно Реввоенсовету республики, являющемуся и Реввоенсоветом всей федерации.

Отдельными в обеих республиках остаются народные комиссариаты Земледелия, Просвещения, Внутренних Дел, Социального Обеспечения, Народного Здравия, Продовольствия, Рабоче-крестьянской Инспекции, Чрезвычайные Комиссии по борьбе с контр-революцией. Украинский Совет Народных Комиссаров в настоящее время состоит из народных комиссаров Украинской Социалистической Советской Республики и из уполномоченных всех объединенных комиссариатов. Последние пользуются правом решающего голоса наравне с украинскими комиссарами.

Эту систему федеральных отношений нельзя считать ни законченной, ни совершенной. К самому вопросу о федеральных отношениях мы не подходили догматично, ибо мы никогда не думали, что государственные отношения вообще и, в частности, отношения между советскими республиками, можно создавать на основании априорных отвлеченных положений. Федеральная конституция советских республик диктовалась самой необходимостью и учитывала уже проделанный государственный опыт. Особые условия, в которых находились Советская Россия и Советская Украина, облегчали значительно задачу скорейшего создания между ними тесных федеральных отношений. Пролетариат обоих государств был исторически связан в прошлом общей борьбой против русского царизма. Кроме того, Украина и Великороссия были связаны общностью хозяйственной жизни. После октябрьской революции Советская Россия стала естественной опорой для борьбы рабочих и крестьян Украины против Центральной Рады, австро-немецкой оккупации, гетманщины, деникинщины и, наконец, теперь, — поляков. Украинская рабоче-крестьянская революция, естественно, должна была ориентироваться на Советскую Россию, которая была единственным советским центром. Коммунистические движения в Украине и в России, еще в прошлом были исторически связаны. Партия большевиков организовывала рабочий класс в пределах всей бывшей Российской Империи. На Украине эта задача облегчалась еще тем, что там городской пролетариат является, в своем громадном большинстве русским *).

*) В тезисах, выработанных Центральным Комитетом Коммунистической Партии Украины о государственных отношениях России и Украины, эти положения развиты в п.п. 8, 9 и 10. Мы их приводим здесь целиком:

8. Независимость украинских трудящихся масс, право пользоваться плодами их труда, богатствами. Украины — землей, рудниками, заводами, может обеспечить только подлинная рабоче-крестьянская власть— Украинская Советская Социалистическая Республика. К укреплению социалистической советской власти должны быть направлены все усилия украинских рабочих и крестьян. Но опыт с Венгрией, Баварией и самой Украиной ясно показал, что контр-революция легко может справиться со всеми советскими республиками, которые, вследствие ограниченности своей территории и своего населения, и вследствие отсутствия достаточно организованного военно-гражданского аппарата и накопленного политического опыта,—не могут противопоставить соответствующий отпор.

9. Среди всех советских республик, существовавших до сих пор, только Советская Россия была в состоянии победоносно противостоять натиску международной и внутренней контр-революции и нанести противнику сокрушительные удары. Она одна обладает географическими условиями и экономическими и политическими ресурсами (обширная территория, громадное население, большие богатства, многомиллионный революционный промышленный пролетариат, организованный военно-гражданский аппарат, накопленный политический опыт), делающими из нее неприступную пролетарскую крепость против всех атак международного империализма. В силу сложившихся обстоятельств Советская Россия является руководителем и организатором международного пролетариата в борьбе с международным империализмом. Всякая новая советская республика, руководимая инстинктом самосохранения, ищет в Советской России опору и поддержку. Действенный союз с Советской Россией является революционным долгом всякого нового советского государства.

10. Кроме интересов обороны, тесный союз Украинской Советской Социалистической Республики с Советской Россией диктуется еще рядом причин, проистекающих из их общей неразрывной исторической судьбы. Русские и украинские рабочие и крестьяне были уже объединены борьбой против царского гнета и великорусской буржуазии. Они связаны близостью языка, смешанностью населения, общей экономической жизнью. Полное отделение этих двух советских государств является только искусственным процессом, находящимся в противоречии" со всей прошлой и будущей борьбой украинских и русских рабочих и крестьян. Полное государственное обособление Украины ведет неминуемо к внутренней национальной борьбе. на Украине и к усилению экономической разрухи и Украины и России.

Однако, различные украинские мелкобуржуазные «социалистические» партии, выдвигавшие на первый план национальный момент. Жертвуя социальным освобождением рабочего класса, с первых же дней революции в России, еще с февраля 1917 года, старались внести раскол в рабочий класс на Украине, противопоставляя украинских рабочих и, особенно, украинских крестьян — русским рабочим, противопоставляя Украину — России. При Временном Правительстве Керенского они свою националистическую политику скрывали под лозунгами федерализма, ибо в самом этом Временном Правительстве они видели власть столь же мелкобуржуазную, как и они сами, родную себе власть. И они готовы были даже отчасти жертвовать своим национализмом. После октябрьской революции эти соглашательские националистические партии уже открыто взяли курс на полное отделение украинского рабочего класса и украинского крестьянства от российского. На мирных переговорах в Брест-Литовске они перешли определенно в лагерь австро-немецкого империализма. С того момента украинские социал-националисты определенно держались западной ориентации, то-есть, ориентации на империалистскую контр-революцию. Два с половиной года Украина была театром гражданской войны, не только между рабочими и крестьянами — с одной стороны, и, помещиками и капиталистами — с другой, — но и между сознательной частью рабочего класса и крестьянства и теми несознательными элементами, которые плелись за мелкобуржуазными украинскими национал-социалистическими партиями и фактически помогали российской и мировой контр-революции. Можно сказать, что теперь гражданская война на Украине в своих двух ипостасях пришла уже к концу; пролетариат окончательно победил не только белогвардейскую контр-революцию, но и контр-революцию мелкобуржуазно-националистическую. Украинские национал-социалистические партии разложились. Лучшие их элементы перешли уже в партию коммунистов-большевиков Украины, которая в данный момент является единственной политической представительницей пролетариата и революционного крестьянства Украины.

X. Раковский