Душа победы.

К истории Красной армии.

Печатается по журналу «Коммунистический Интернационал», № 13, май 1920 г. — /И-R/

Скоро уже три года, как начался период революционных войн, и три года российская советская федерация отбивает бешеные атаки внутренних и внешних смертельных врагов. Когда закончится этот период — трудно сказать. Это будет зависеть прежде всего от развития революции в других странах. Но с уверенностью можно уже теперь сказать: за этот трехлетний период советская федерация вышла победительницей и в лице Красной армии она имеет лучший залог того, что и впредь будет с честью выходить из навязанной ей войны.

Существование Красной армии является лучшим доказательством политической способности рабочих и крестьянских масс. То, что Сен-Симон говорил о французском пролетариате в своих знаменитых «Женевских письмах» в 1808 г., обвиняя его в том, что в дни своего фактического господства во время первой коммуны Шометта, он ничего не сумел создать, кроме голода, — не применимо к современному пролетариату. В самой отсталой из всех капиталистических стран, в России, рабочий класс сумел, несмотря на невероятные трудности, создать мощный боевой аппарат, который наводит ужас на все империалистские правительства.

Красная армия создавалась постепенно. Процесс её организации еще даже не закончен. Много она еще оставляет желать и в области управления, и в области снабжения, и в области технической подготовки. Но в этом-то и заключается её отличие от постоянных войск капиталистических государств: в то время, когда последние, создаваемые после десятков лет организационной работы, давали свою максимальную продуктивность в начале войны, а потом, в течение войны, качественно падали. Красная армия, создающаяся в процессе самой войны, наоборот, совершенствуется каждый день во всех отношениях.

При создании Красной армии перед Советской властью встала раньше всего задача—собрать командный состав и организовать административно-хозяйственный аппарат. За неимением своего командного состава и своих специалистов нужно было использовать самый надежный и менее всего компрометированный командный состав старой царской армии. Чтобы спаять его с Советской властью, был создан комиссарский институт. С другой стороны, самоё Красную армию, которая, с расширением театра войны, не могла уже ограничиваться только добровольцами, а должна была прибегнуть к мобилизации широких слоев рабочих и крестьян, нужно было также спаять с Советской властью, пропитать её единым революционным сознанием. Для этой цели постепенно создалось громадное государственное учреждение, разросшееся до пределов настоящего Комиссариата — Политическое Управление Республики (сокращенно—Пур). Так как задача Политического Управления Республики есть по преимуществу задача политическая, оно, входя в общую схему Военного Комиссариата, остается одновременно под непосредственным руководством и Центрального Комитета Коммунистической Партии. Начальником Политического Управления Республики обыкновенно назначается член Центрального Комитета Коммунистической Партии, который входит в то же самое время и в Революционный Военный Совет Республики.

Политическое Управление Республики является, несомненно, учреждением, присущим только Красной армии. Все попытки белогвардейцев, в подражание нам, создавать у себя подобные учреждения, закончились (и должны были закончиться) полным крахом. Дело в том, что только Красная армия является единственной, входя в которую солдат не перестает быть гражданином, ибо только советское государство является государством, в котором нет противоречия между задачами армии и интересами всей трудящейся массы. Тогда как в Красной армии воинская дисциплина основана на все более и более глубоком сознании красноармейцами своих прав, — в буржуазно-капиталистических армиях дисциплина основана исключительно на слепом подчинении приказам начальства. Буржуазно-капиталистическая армия постольку сильна, поскольку рабочий и крестьянин, вступающий в нее, будет выполнять пароль «не рассуждать». Наоборот, в Красной армии, чем больше рабочий и крестьянин «рассуждает» о своих интересах, тем яснее для него становится необходимость быть честным и исполнительном красноармейцем.

Если тянущаяся уже почти три года война с русской и заграничной контр-революцией не могла не задержать работу социалистического хозяйственного строительства и не могла не усилить унаследованную уже экономическую разруху, она имела и громадную положительную сторону. Она послужила великой революционной школой, она спаяла городские и деревенские массы. Миллионы и миллионы крестьян, к которым иначе нужно было 6ы идти в деревню и там воздействовать на их психологию, в казармах, на бивуаках, в окопах, в лазаретах, в больницах были поставлены под непосредственное воздействие нашей коммунистической пропаганды.

Политическое Управление Республики представляет собой громадную организацию, имеющую в своем центральном управлении штат около 600, а в своих разветвлениях по армии и в армейских учреждениях около 16.000 сотрудников. В организационном отношении Политуправление Республики представляет из себя иерархическую организацию, применяющуюся ко всей военной иерархии. Точно так же, как Реввоенсовету Республики подчинены реввоенсоветы фронтов, реввоенсоветам фронтов — реввоенсоветы армий, последним—дивизии и т.д., — точно так же Политическому Управлению Республики подчинены политические управления фронтов, политическим управлениям фронтов — политические управления армий, политическим управлениям армий — политические отделы дивизий, которым подчинены политические комиссары бригад, а последним — политические комиссары полков. После декабрьского съезда политработников было постановлено и проведено в жизнь создание института политических комиссаров, или, как их называют, политических руководителей рот (политруков). Последние руководят непосредственно ротными коммунистическими ячейками. Это относится к действующей армии.

Аналогична и структура армий в тылу. При окружных военных комиссариатах имеются окружные политически-просветительные отделы,которые подчиняются непосредственно Политическому Управлению Республики. Окружным политически-просветительным отделам подчиняются губернские просветительные отделы, которым раньше были подчинены уездные, упраздненные теперь повсюду, за исключением Украйны.

Задачи политических отделов армий не ограничиваются только политической работой среди красноармейцев. Эти политотделы работают и среди населения в районе действий армии. В освобождаемых от белогвардейцев территориях на их обязанности лежит создавать временный местный административно-хозяйственный аппарат, действующий до того момента, когда он может быть заменен выборными советами. Эти временные административно-хозяйственные органы называются революционными комитетами (ревкомами). Кроме прифронтовой полосы они могут создаваться и в тылу, если этого потребуют военные обстоятельства. Ревкомы подчиняются политотделу соответственного реввоенсовета и, одновременно, по иерархической линии — вышестоящему административному аппарату—губернскому совету депутатов или же непосредственно Комиссариату Внутренних Дел, если ревком создается для целой губернии. Так как политические отделы армии являются партийными организациями, но только по военной линии, они должны быть связаны с местными партийными организациями. Поэтому Положение о партийных комитетах и о политотделах фронтов армий и дивизий предусматривает вхождение начальника политотдела в местный партийный комитет с правом решающего голоса.

Чтобы судить о деятельности политуправления Республики, мы приведем несколько цифр из последнего отчета представленного им на съезде политработников в декабре 1919 года.

За второе полугодие 1919 года смета Политуправления Республики достигала суммы в 664.217.000 рублей. Из них ассигновано Политотделам фронтов 215.000.000, военным округам 106.000.000. Из этой суммы 47.000.000 было ассигновано исключительно на содержание школ грамоты, из которых 33.100.000 — на содержание уже существующих и 14.000.000 — на открытие новых. Третий крупный параграф расходов в смете Политуправления — снабжение агитационными библиотеками, литературой и газетами, как красноармейцев, так и населения прифронтовой полосы. По этому параграфу расходовалось 159.000.000. На содержание центрального аппарата расходовалось 18.000.000. За период август-сентябрь — октябрь было отправлено фронтам, армиям и отдельным частям литературы 6.519.000 экземпляров, разных учебных и спортивных принадлежностей 153.864 экземпляра, театрально — музыкально-кино-принадлежностей 24.000 экземпляров. К первому ноября в складах Политуправления оставалось по литературному отделу 7.280.000 экземпляров, по учебно-спортивному 167.000 экземпляров и по театрально-кино-музыкальному 25.000 экземпляров. Количество отправленной за этот трехмесячный период литературы доходит до 60.000 пудов. В это количество входит 3.700 библиотек, имеющих каждая в среднем 140 названий — в общем 518.000 экземпляров. Входят и агитационные брошюры, листовки, плакаты, отправленные непосредственно Политуправлением Республики через его экспедиционный аппарат. Но, кроме этой литературы, каждый день отправлялось из Москвы в армии и округа 520.0001 экземпляров газет для распространения среди красноармейцев и населения прифронтовой полосы. Эти газеты отправляет Центропечать и они не входят в вышеуказанное количество 60.000 пудов. Главная доля отправляемых газет падает на «Бедноту», которой отправляется ежедневно 363.000 экземпляров, потом идет «Правда» (70.000), «Известия Центрального Исполнительного Комитета» (40.000) и т.д. Кроме того, в армиях издается около 25 ежедневных газет, распространяемых в 250.000 экземплярах ежедневно. Таким образом, каждый день в Красной армии распространяется одних газет 800.000 экземпляров. Однако, и этого количества недостаточно. Одновременно с газетами политотделы фронтов и армий издают громадное количество листовок, брошюр, плакатов, число которых в общем превосходит в несколько раз издания Политуправления Республики.

Вышеприведенная смета 664.000.000 руб. оказалась недостаточной: за первое полугодие 1920 года проект сметы Политического Управления Республики доходит уже до 4.000.000.000.

Культурно-просветительная работа Политического Управления выражается в создании школ, курсов, красноармейских университетов, клубов, театров, кинематографов, кружков драматических и музыкальных, библиотек и изб-читален для крестьян. Количество школ с 674 к первому мая 1919 года поднялось до 3.800 к первому октября. Количество театров с 642 до 1415, кинематографов — с 133 до 250, драматических кружков от 12 до 161, библиотек от 1614 до 2.492. Кроме того, к первому октября имелось три красноармейских университета, восемь курсов, 400 изб-читален. Здесь идет речь исключительно о курсах общепросветительного характера и сюда не включены курсы инструкторские, которые существуют при политотделах фронтов и армий.

Как мы уже упомянули выше, политические отделы армии руководят работой коммунистических ячеек. К первому октября количество коммунистов в действующей армии доходило до 60.000, в тыловых частях — столько же. В октябре, ноябре и декабре во всех армиях была проведена партийная неделя, в течение которой в коммунистическую партию снова записалось не десятки тысяч, а сотни тысяч красноармейцев. Процент вновь записавшихся в среднем колеблется от 20 до 25 процентов всей красноармейской массы. Некоторые полки, как например Таманский, записались поголовно в коммунистическую партию. Если иметь в виду, что партийная неделя проходила, главным образом, в октябре, в самую тяжелую минуту для Советской власти и Красной армии, когда белогвардейцы находились севернее Орла и подходили к Туле, — можно смело сказать, что в коммунистическую партию записались самые лучшие элементы Красной армии.

Политическое Управление и Политические Отделы проникают во все военные учреждения, начиная с Всероссийского Главного Штаба и кончая больницами и лазаретами. Армия, флот (морской, речной и воздушный), военная связь, военные заводы, органы продовольствия, — все это находится в сфере политического воздействия и политического контроля Политуправления и его органов.

В распоряжении Политуправления для агитации имеются агитационные поезда, самолеты. На всех важных железнодорожных узлах, кроме того, имеются так называемые «агитационные пункты», которые снабжают литературой, справками и т.д. проходящие воинские эшелоны, работая вместе с тем и среди местного населения. Руководство этими агитационными пунктами Политуправление Республики разделяет с Народным Комиссариатом Просвещения и с Политическим Управлением Железных дорог *).

*) Политуправление Железных дорог, является учреждением, аналогичным Политуправлению Республики. Теперь, в связи с милитаризацией промышленности, создаются политотделы в различных её отраслях. Так например, имеется уже политотдел милитаризованной промышленности, в первую очередь угольной, Донецкого бассейна.

Эта громадная армия политработников, — таково общее и уже любимое название сотрудников политотделов, — вместе с коммунистическими ячейками и комиссарским составом составляют душу Красной армии. Об их решающей роли в победах Красной армии говорят и наши противники, неудачно старающиеся создавать у себя аналогичные учреждения. Перебежавший на сторону белогвардейцев офицер Котомин в докладе, отправленном Колчаковскому штабу и перехваченном нами при нашем наступлении на Тобольск, приписывает «фанатизму» наших комиссаров, то-есть наших политработников, победы Красной армии, и в этом он прав. То, что сделало непобедимой Красную Армию, — это именно крепкая коммунистическая организация.

X. Раковский