Лев Троцкий
«Куда идёт Англия?»

От Редакции 2015 года;
О 2-м томе;
Предисловия автора.

I. Упадок Англии.

II. Мистер Болдуин и… постепенность.

III. Кое-какие «особенности» английских рабочих лидеров.

IV. Фабианская «теория» социализма.

V. Вопрос о революционном насилии.

VI. Две традиции: революция XVII века и чартизм.

VII. Трэд-юнионы и большевизм.

VIII. Перспективы.


Выпуск (том) 2-й, 1926 г.

Вопросы английского рабочего движения. (Вместо предисловия)

Ответ критикам:

О темпе и сроках.

Брельсфорд и марксизм.

Еще раз о пацифизме и революции. (Ответ Бертрану Расселу.)

Приложения:

Х. Н. Брельсфорд — Предисловие к английскому изданию книги «Куда идет Англия?»

Бертран Рассел — Троцкий за наши погрешности.

Рамси Макдональд; Джордж Ленсбери; Роберт Уильямс.

Международная пресса о книге «Куда идет Англия?»

Английская буржуазная пресса
Пресса английской «Независимой рабочей партии»
Американская и немецкая буржуазная пресса

Американская и английская коммунистическая пресса


Международная пресса о книге «Куда идет Англия?»

Английская буржуазная пресса

 


«The Morning Post» 18 июня 1925 г. (Реакционный консервативный орган)

…Троцкий забывает, что Англия имеет за своей спиной горький опыт революции. Ошибка его аргументации заключается в том, что он считает «великий мятеж» XVII века обнаружением душевного склада англичан, тогда как в нем следовало бы видеть только печальный опыт, который англичане не скоро забудут…

Стачки и другие насильственные меры, подорвавшие нашу хозяйственную жизнь, лишний раз подтвердили ту истину, что насилие никогда не достигает поставленной цели. Этим и объясняется ненависть Троцкого к Болдуину, который не преминул использовать недовольство своих соотечественников индустриальным терроризмом для объявления крестового похода против большевизма.

Мы уверены, что правительство не даст запугать себя злобой Москвы, последним проявлением которой является книга Троцкого. Большевики опасны только тогда, когда их противники сдаются им. До сих пор наша политика по отношению, к Москве слишком часто сводилась к ряду недостойных капитуляций. Сравним, например, то равнодушие, какое британское правительство не раз проявляло к конфискации собственности английских подданных в России, с энергичными представлениями Кэллога мексиканскому правительству по поводу «национализации» собственности американских граждан. Мы приветствовали бы наше правительство, если бы оно заняло по отношению к Москве такую же позицию, какую государственный департамент Америки занимает но отношении) к генералу Келлису. И начать надо с нелепого торгового договора, служащего для большевиков простой ширмой, за которой они сеют раздоры в нашем собственном доме…

 


«Manchester Guardian» 15 сентября 1925 г. (Орган либералов)

По мнению Троцкого, «Англия приближается полным ходом к эпохе великих революционных потрясений». Так как русские пожалуй даже чаще, чем немцы, ошибаются в оценке других наций, этот диагноз может оказаться и неправильным. Гораздо симптоматичнее в этом отношении может показаться последний конгресс трэд-юнионов. Отличие этого конгресса от всех предыдущих заключается не столько в программе, сколько в методах её проведения в жизнь. В речах и резолюциях конгресса заметен сдвиг по направлению к принятию коммунистической точки зрения. Они проникнуты духом классовой борьбы, отрицанием демократии и убеждением, что установление лучшего общественного порядка может быть достигнуто только методами экономического давления. Это лишний раз доказывает, что, в то время как коммунистическая партия Великобритании незначительна по числу своих членов и по своему влиянию, движение меньшинства в трэд-юнионах все усиливается. По своему направлению это движение ближе к коммунистической партии, чем даже независимая, рабочая партия. Если эта последняя, подобно всем социалистическим течениям, добивается осуществления своей программы в рамках демократического государства, то движение меньшинства в трэд-юнионах враждебно самому принципу парламентаризма и демократического образа правления вообще. Приближается время, когда широкие массы трэд-юнионистов должны будут выбирать между рабочей партией и движением меньшинства. Это последнее должно овладеть партией прежде, чем оно овладеет государством. Ему может не удасться первое и уж наверное не удается второе.

 


«The Northern Whig» 19 марта 1926 г. (Провинциальный орган либеральной партии)

Последним англичанином, пострадавшим от русской агрессивности, является м-р Брельсфорд, написавший предисловие, к замечательной книге Троцкого ,,Куда идет Англия?», в которой вожди британской рабочей партии бичуются самым жестоким образом. Русский революционный вождь написал в «Известиях» статью, в которой он сердито критикует замечания м-ра Брельсфорда об отношении советского правительства к религии,

«Могущество протестантизма велико, но не безгранично. Наша задача — помочь разрушить в течение нескольких лет религию, которая складывалась веками».

Как видите, ясно и просто. Заявления Троцкого уже никак не перетолкуешь. Коммунисты, захватившие власть в России, во всяком случае действуют более прямо, чем английские социалисты, которые, будучи в большинстве своем членами христианских церквей, защищают в то же время советский строй и обвиняют своих политических противников в несправедливом отношении к нему. Троцкий и его единомышленники открыто высказывают свою вражду к христианству во всех его формах и свое твердое намерение разрушить его, — так же открыто, как они нападают на существующий экономический порядок или на британскую империю. Атеизм входит существенной составной частью в их ужасное кредо; без атеизма большевизм перестал бы быть большевизмом, и весь советский режим принял бы другой облик.

 


«Luton News» 4 марта 1926 г. (Провинциальная буржуазная газетка)

Любопытно, что хотя Троцкий диаметрально расходится с Ленсбери почти по всем пунктам, последний по-прежнему величает его «товарищем». То же наблюдается в нашей рабочей партии: хотя отдельные её представители расходятся между собою больше, чем с членами других партий, они все же продолжают работать вместе для достижения одних и тех же политических целей. Очень многие люди физического труда нисколько не верят в социализм, но они прикованы к социалистической колеснице и, по-видимому, не имеют сил и смелости порвать свои узы.

 


«The Japan Chronicle» 25 октября 1925 г. (Английский официоз, издающийся в Токио)

Один из несомненных фактов наших дней — улучшение внутреннего и международного положения английского капитализма; но Троцкий уверен, что оно будет не улучшаться, а ухудшаться, что трудности, с которыми сейчас борется Англия, будут все обостряться и углубляться, ускоряя наступлении революции. Ибо «волк», о приближении которого пророчествует Троцкий, есть революция, и он приветствует её приход с великой радостью…

…В программе фабианцев Троцкого, конечно, возмущает отсутствие насилия, потому что это последнее играет у него такую же важную роль, как голова короля Карла у мистера Дика*. К вопросу о насилии он возвращается то и дело. Вся его книга есть не что иное, как прославление революционного насилия, которое он естественно считает источником возникновения Советской Республики. И на вопрос, поставленный в заглавии книги «Куда идет Англия?», Троцкий отвечает: «К революции»…

* Душевно-больной из романа Диккенса «Давид Копперфильд». Ред.

 


Пресса английской «Независимой рабочей партии»

«New Leader» 2 октября 1925 г.

Из статьи X. Н. Брельсфорда «Коммунисты и конференция РП»

…Мы печатаем в настоящем выпуске нашего журнала изложение последней книги Троцкого «Куда идет Англия?» с дословными цитатами. Мы делаем это для того, чтобы наилучшим образом осветить ту вырытую историей бездну, которая отделяет этих людей от нас. Названная книга написана человеком, который немало потрудился для ознакомления с английской жизнью историей. Но наши пути отталкивают его, а его пути отталкивают нас. Он настаивает на том, что эти наши «странности» являются «наследием истории». И все-таки он полагает, что нация, которая складывалась веками на основе демократической и идеалистической традиции, может быть в течение пяти лет низведена до желательного ему уровня «материализма»…

 


«New Leader» 10 апреля 1926 г.

Западный пролетариат взирает без особенного огорчения на медленное отмирание бессильных теорий Троцкого. Но он чрезвычайно заинтересован в живом реальном факте социалистической России. В состоянии ли Россия практически усвоить себе производительную мощь Западной Европы и в то же время избегнуть зол западно-европейского капитализма? К этой цели направлены труды Троцкого и его товарищей. Мы жаждем услышать благую весть об их достижениях. Все остальное — несущественно.

 


Американская буржуазная пресса

«Brooklyn Daily Eagle» 20 сентября 1925 г. (Орган республиканской партии)

«Куда идет Англия?», с виду научное исследование о промышленном и финансовом упадке Англии, вызванном верховенством Уоллстрита, является на самом деле лишь слегка замаскированным призывом к революционному свержению американского и великобританского правительств…

…Троцкий проповедует создание большевистской организации для разрушения Англии…

…под видом книги по экономическим вопросам он преподносит единственную философию, которая доступна ему и ему подобным:

Революцию…

…Троцкий подробно поучает, как свергнуть правительство…

…Книга «Куда идет Англия?» — один из наиболее дерзких и красных революционных призывов, когда-либо брошенных против христианской цивилизации — широко распространяется сейчас в Англии и Америке…

Статс-секретарь Кэллог не впустил в Америку английского коммуниста Саклатвалу, члена британской делегации на между-парламентскую конференцию в Вашингтоне, ввиду его революционных взглядов и выражений.

Что собирается сделать правительство С. Ш. с этой большевистской книгой красного революционера Троцкого, дающей подробные наставления, как разрушить Англию и Америку?..

 


«The New York World» 16 сентября 1926 г. (Орган демократической партии)

Изображая быстрое приближение двух руководящих капиталистических держав к пролетарскому перевороту, Троцкий явно старается подбодрить своих последователей, которые убедились, что за пределами России коммунизм распространяется безнадежно медленно. Есть, однако, несколько фундаментальных фактов, которые, по-видимому, ускользнули от его внимания. Например: в последние годы 50—60% северо-американского экспорта шло в Европу; утверждать, что С. Ш могут увеличить свой экспорт только при условии разорения их лучших клиентов, явно нелепо. Далее, способность Америки овладеть заграничными рынками, вопреки европейской конкуренции, еще должна быть доказана. Европейские железные и стальные изделия продавались в прошлом году в наших приморских городах по более низкой цене, чем наши, несмотря на тарифные ставки. То же самое приходится теперь сказать о зеркальном стекле. Британская конкуренция считается одной из главнейших причин, вызвавших депрессию в бумажно-текстильной промышленности Новой Англии.

Все эти факты не соответствуют тезису Троцкого; в то же время они дают Уоллстриту возможность доказать свою невиновность в сообщничестве с ним. Что касается Англии, то она идет, вероятно, навстречу многим социальным и экономическим переменам, но едва ли результат будет такой, какого ждет Москва.

 


«The Hartford Daily Times» 24 октября 1925 г.

«Куда идет Англия?» — одно из умнейших и самых дьявольских произведений диалектической софистики, какое мы когда-либо читали. Троцкий предсказывает в нем социальную революцию в Англии. Диктатура пролетариата — не британская концепция, и образ мыслей Троцкого не может превратить её в таковую… В общем русская действительность далеко не так плоха, как те перспективы, которые Троцкий рисует для Англии… Если Троцкий думает, что Англия подчинится хотя бы половине тех деспотических стеснений, которые налагает проповедуемый им режим, — пусть даже для достижения такой великолепной цели, как диктатура пролетариата, — то он ошибается.

 


«The New York Times» 26 сентября 1925 г. (Орган крупной буржуазии)

…Повсюду в России считается общим местом, что опаснейшим врагом пролетариата является «желтый» социалист. Этот взгляд развивается в книге Троцкого «Куда идет Англия?», изливающей ядовитое презрение на Макдональда и ему подобных. Под последними разумеются все участники рабочего движения, если они только не открытые и безусловные коммунисты. Такие люди, как Кирквуд, Уитли и Ленсбери, возглавляющие левое крыло движения, сваливаются в одну кучу с Макдональдом, Томасом, Клайнсом, Вэббом, Бернардом Шоу, Уэльсом — все это «буржуазные» пацифисты, религиозники, круглые невежды и трусы, пребывающие в той иллюзии, что победа труда может быть достигнута не насилием и не путем установления диктатуры пролетариата.

Чтобы привести Англию к этому долгожданному концу, Троцкий предсказывает ей будущее, диаметрально противоположное тому, которого всегда добивалась рабочая партия. Он показывает, как Англия теряет свое международное положение и падает под бременем растущей безработицы и бедности. Он нисколько не скрывает, что это является необходимым условием для победы коммунистов. Он допускает, что если бы Англия осуществила невозможное и восстановила свое благосостояние, английские массы могли бы еще раз соблазниться сладкой отравой буржуазии. Ясно, что не может быть никакого сотрудничества между подобной философией и тактикой и тою, за которую стоит громадное большинство британской рабочей партии…

 


«Nation's Business» 11 ноября 1925 г. (Орган крупных финансистов)

В предисловии к своей книге об Англии Троцкий пишет, что «кузнецами грядущих европейских революций являются Морган, Дауэс, Юлиус Барнес».

М-р Барнес отвечает на это:

Больная Россия читает наставления здоровой Америке. Старая цивилизованная страна с 100-миллионным населением, очутившаяся в состоянии крайнего варварства, пытается поучать Америку, с её хозяйственными и социальными достижениями, символом которых могут служить её 18 миллионов автомобилей и её башни-небоскребы.

Деспотически-управляемая Россия, лишенная свободного слова и свободной печати, страна, где душевое потребление газет составляет 6 фунтов в год, — просвещает Америку, где душевое потребление газет составляет 150 фунтов в год, где мировые события изображаются на тысячах экранов в кинотеатрах, где музыка и свободные речи проникают в каждый дом при помощи радио.

Обанкротившаяся Россия, ищущая иностранных кредитов, присваивающая себе продукцию своих бедных деревень по правительственным ценам (это для неё единственный способ приобрести за морем некоторые предметы первой необходимости), убеждает Америку в ошибочности её политики, которая в течение 12 лет подняла сбережения Америки с 6 миллиардов до 12 миллиардов долларов.

Коммунистическая Россия, уничтожившая личную хозяйственную инициативу, после чего миллионы жителей этой великой земледельческой страны спаслись от голодной смерти только благодаря помощи капиталистической Америки, предписывает свои жалкие правила Америке, где личная инициатива подняла общий уровень жизни на высоту, вызывающую изумление и зависть других народов…

…Но если Америка желает распространить во всех уголках мира, среди менее счастливых народов, старых и новых, свои магические методы производства и транспорта, дающие простор личным силам и удовлетворение личным потребностям, — то Троцкий может видеть в этом только корыстное стремление Америки оградить свою промышленность от конкуренции стран-соперниц.

Великой угрозой социальному прогрессу является та тирания, которая господствует сейчас в России, где огромные запасы угля, железа, меди, нефти, леса и рабочей силы пропадают втуне, потому что экономическая и политическая демагогия держит сто миллионов людей во тьме невежества, играя на их доверчивости такими дешевыми выкриками, как «эксплуатация» и «мировая революция»…

 

 


«Baltimore Sun» 21 ноября 1925 г. (Левый орган либеральной буржуазии)

…По-видимому, Троцкий не отказывается от сотрудничества с революционерами Уоллстрита. По крайней мере, его новая книга искусно рассчитана на углубление пропасти между правым и левым крылом британской рабочей партии, на дискредитирование нынешних рабочих вождей и на оправдание методов коммунизма…

…И надо сказать, что со времени памфлетов Лютера не появлялось более жгучей и злой инвективы. Всем рабочим лидерам достается по очереди, от Ленсбери, которому «помог» церковный гимн, до Макдональда и Гендерсона, которые «поработили рабочий класс буржуазному обществу». А между тем английские массы считают рабочую партию своей партией…

…Преобладание Америки давно уже общеизвестный факт, а современные трудности Англии признаются даже в палате общин. Если бы пролетарская диктатура воцарилась в Вестминстере, Америка сохранила бы и, вероятно, еще усилила бы свой, контроль над мировой торговлей и финансами, а Англия оставалась бы по-прежнему перенаселенной, нуждающейся в капиталах и ищущей рынков. Даже обещание Троцкого, что «рабоче-крестьянская» Россия окажет революционной Англии сердечную поддержку, едва ли побудит английского рабочего бросить свою бутылку пива и двинуться на выполнение своей «предназначенной миссии». Англия вероятно и на этот раз «кое-как вылезет» при помощи конституционных методов…

 


«Louisville, Kentucky Times» 14 октября 1925 г. (Небольшая провинциальная газета)

Подробные наставления Троцкого о том, как можно и должно произвести пролетарскую революцию, привели в ужас Фр. Бойда Стивенсона из «Brooklyn Eagle», разразившегося целым градом патетических фраз и восклицаний. Стивенсон, по мнению которого Кэллог был вполне прав, не допустив Саклатвалу в нашу страну, хочет знать, неужели книга Троцкого будет допущена к распространению в Америке…

…Но, разумеется, эти страхи напрасны. Троцкий мог бы поднять Америку только в том случае, если бы некоторые группы американцев были уже внутренне расположены следовать его руководству. Хижина дяди Тома не произвела бы особенного впечатления, если бы не было аболиционистов…

…Американцы не возражают против насилия. Но они не собираются употребить его, под руководством Троцкого, для разрушения мира, благоденствия и наилучших возможностей. Страшны ли памфлеты постороннего?..

 


Немецкая буржуазная пресса

«Frankfurter Zeitung» 19 июля 1926 г. (Орган либеральной буржуазии)

…Чичерину придется считаться с впечатлением, произведенным в Англии философией истории Троцкого. Эта философия во всяком случае-облегчает наиболее крайним английским консерваторам пропаганду против Советской России. Она затрудняет разрешение настоящего кризиса в англо-русских отношениях…

… И действительно, нынешняя напряженность англо-русских отношении вызвана не угрозой социальной революции со стороны Коминтерна, а старым антагонизмом обеих стран в области мировой политики, — антагонизмом, который не был ликвидирован мировой войной, потому что там дело шло о европейских проблемах. Россия восстанавливается, она ведет активную политику, и в результате по всей линии, разделяющей сферы влияния обеих держав в Азии, воскресают старые конфликты. Средства борьбы изменились, но цели остались те же.

Содержание последней книги Троцкого представляет собою скорее музыкальный аккомпанемент к этой борьбе. Англия как будто готовится превратить её в общую борьбу против мировой революции. Во всяком случае так представляют себе дело здесь, в Москве. Англию рисуют себе во главе новой антисоветской коалиции, которая не ограничится одной блокадой. Антирусские намерения вкладывают и в политику гарантийного пакта, которая объясняется желанием Англии отдалить Германию от России. Высказывается даже мысль, что Англия предоставила бы Франции гегемонию в Европе, если бы получила взамен поддержку Франции против Советской России…