Письмо Исполкома Коминтерна Сенской федерации.

после 28 июля 1922 г.

Дорогие товарищи!

Интернационал посвятил в период последней сессии расширенного пленума Исполкома* значительную часть своих работ изучению положения французской партии и особенно ее наиважнейшей организации — Сенской федерации.

* Пленум ИККИ проходил 7—11 июня 1922 г. — /И-R/

За несколько месяцев перед тем, в феврале, расширенный пленум уже обсуждал этот вопрос совместно с многочисленной делегацией французской партии и указал этой последней на опасности, которым подвергается Сенская федерация и партия, благодаря признанию федералистического принципа за основу коммунистической организации.

Явная живучесть федералистических предрассудков и отсутствие выправления линии парижской коммунистической организаций, в соответствии с общей структурой Интернационала и всех входящих в него компартий, вынудили Исполком подвергнуть специальному обсуждению вопрос о Сенской федерации. В полном согласии с генеральным секретарем Французской Компартии и присутствовавшими при этом французскими делегатами, Исполком, после исчерпывающих прений в комиссии и в пленарном заседании, единогласно принял резолюцию, приглашающую Сенскую федерацию построиться сообразно правилам, содержащимся в положениях Интернационала, касающихся структуры и организации коммунистических партий.

Интернационал убежден, что эта резолюция встретит хороший прием у подавляющего большинства французских товарищей, убедившихся как на теоретических выкладках, сделанных проницательными коммунистами, так и на практическом опыте, значение которого подтверждается существующим состоянием Сенской федерации. Интернационал настаивает на широком опубликовании этой резолюции, сообразно духу дружеской революционной откровенности, которая должна являться правилом среди коммунистов различных секций Интернационала, дабы обсудить и оценить ее имели возможность все члены партии.

Принципы и правила организации, установленные Интернационалом, не являются продуктом интеллигентского воображения, а результатом опыта, насчитывающего три четверти века освободительной борьбы пролетариата двух миров*. Не напрасно боролся и страдал рабочий класс, проходя первые этапы революционного пути. И поражения и победы убедили его в необходимости спайки в рядах борющихся пролетариев, дисциплины классовой организации, единого руководства. Вот почему международные коммунистические конгрессы в своих тезисах и специальных резолюциях, в сжатом виде дающих сумму знаний и опыта, приобретенного рабочими партиями всех стран, выдвинули принцип демократического централизма, как главную основу политической организации пролетариата.

* Миров Нового и Старого. — /И-R/

Централизм, — потому что необходимо обеспечить единство действий всех частей пролетариата, одновременность выступлений под одним общим лозунгом, что достижимо только при действительном сосредоточении руководства в руках ответственных центральных и местных органов, устойчивых в своем составе и в отношении своей политической линии. Демократизм, — потому что эти руководящие центральные и местные органы, которые в известных условиях могут быть очень малочисленны, избираются всеми членами партии, ими контролируются и перед ними отчитываются.

Против централистического сосредоточения руководства выдвигается иногда тот упрек, что оно ведет будто бы к засилью вождей, к недостаточной активности массы, к созданию режима олигархии. Само собой разумеется, централизм при неправильном его применении может выродиться в систему олигархии. Но вина будет не в централизме, а именно в неправильном использовании его методов и преимуществ. По существу же строго централистическая организация в наивысшей мере способствует активности массы, поскольку обеспечивает планомерное, устойчивое, преемственное политическое руководство. Те, которые говорят, будто рабочий класс вообще не нуждается в вождях, вводят только рабочих в заблуждение. Без тщательного отбора руководителей в местном и общегосударственном масштабе, без постоянной проверки вождей в действии, рабочий класс никогда не победит. Федералистическое построение партийной организации ведет к текучему составу руководителей, к бесформенности руководства и к отсутствию определенной личной ответственности. Именно в такой обстановке нередко слагаются в рамках организации группы, никем не контролируемые, но фактически завладевающие руководством за спиной массы, убаюканной мнимыми преимуществами федерализма.

Ссылки на федеративный строй Советской Республики приходится в данной связи признать чистейшим недоразумением. Федерализм в государственной организации применен Советской Республикой постольку, поскольку приходится объединять огромные территории, населенные разными национальными и племенными группами (белорусы, украинцы, грузины, армяне и т. д.). Такая форма организации вызывается некоторыми национально-государственными функциями (государственный язык, национальная школа и пр.). Но этот принцип федерализма никогда не применялся и не применяется нами к построению партии пролетариата. Украинские, грузинские, армянские и прочие коммунистические организации входят в рамки единой партийности не на федералистских, а на строго централистических началах. И если бы не было этого партийного централизма, то рабочему классу России никогда не удалось бы отстоять республику Советов, ни даже прийти к ней путем завоевания власти.

Каждому сознательному рабочему ясно, что пред лицом строго централизованной и дисциплинированной силы буржуазии необходима не менее централизованная и дисциплинированная сила пролетариата. Вот почему те, кто борется против идеи демократического централизма, провозглашенной Интернационалом, этим самым доказывают, что они чужды духу, царящему в просвещенной части пролетариата, и бессознательно наносят вред интересам революции.

Коммунистические партии — это не клубы академических дискуссий и не общества пропаганды; это боевые организации, и они должны быть построены, как таковые. Современные рабочие революции, трагическая борьба пролетариата с капиталистическим гнетом, неоценимые жертвы, приносимые лучшей частью пролетариата, служат незабвенным уроком борющемуся авангарду социальной революции. Не Сенской коммунистической федерации, этому духовному наследнику Парижской Коммуны, игнорировать наиглавнейшие причины поражения Коммуны: мелко-буржуазные демократические и федералистические принципы, отсутствие сильной руки, направляющей революцию, объединяющей ее, дисциплинирующей и централизирующей.

Интернационал убежден, что, сообразно революционным интересам Сенской федерации, он наметил лучший путь организации. Он с удовольствием констатирует наличие во французской партии широкого течения, вдохновляемого идеями Интернационала и способного объединить в себе на будущем съезде федерации все ее здоровые силы.

Исполком доволен тем, что в порядке дня предстоящего съезда имеется вопрос о 9 параграфе устава Интернационала. Обсуждение этого пункта позволит бросить яркий рвет на основное отличие III Интернационала от II, отличие, которому Коминтерн в значительной степени обязан доверием широких рабочих масс.

Подобно каждой компартии в отдельности, Интернационал — централистическая организация, руководство которой сосредоточивается в Исполкоме, наделяемом полномочиями созываемым ежегодно всемирным конгрессом. Таким образом Коминтерн, в отличие от прочих международных организаций, пропитанных национальными предрассудками, не является федерацией независимых национальных партий, но единой и великой Международной Коммунистической Партией. Неоспоримое право Интернационала — отказывать в принятии и исключать принятых раньше — в промежутках между всемирными конгрессами осуществляется Исполкомом. Таков смысл 9 параграфа устава.

Это значит, что параграф этот составлен не в разгаре битвы, не под наплывом вызванных случайными и временными обстоятельствами соображений. Он логически вытекает из органического принципа демократического централизма и может исчезнуть лишь с исчезновением самого понятия боевой организации, с отказом пролетариата от завоевания в напряженной борьбе освобождения.

Ставить под вопрос 9 параграф или толковать его, отнимая у него революционное содержание, значит — ставить под вопрос органический принцип Коммунистического Интернационала. Каждая национальная секция обладает правом и обязанностью требовать пересмотра принципа, который на опыте оказался бы необоснованным и плохо применимым, и французская секция вольна использовать свое право на IV всемирном конгрессе. Но Сенская федерация поймет, что вопрос такой важности должен быть поставлен во весь рост и в правильную плоскость; если бы она нашла необходимым пересмотреть самые основы международной организации, то вопрос надлежало бы ставить не случайно, придравшись к инциденту дисциплинарного характера.

Интернационал счел необходимым использовать право, устанавливаемое параграфом 9 для исключения из своих рядов гражданина Фабра и всех солидарных с ним. Исполком руководился в этом постановлении соображениями революционной целесообразности. В старой буржуазной и парламентской стране, как Франция, давление буржуазного общественного мнения особенно могущественно. Это общественное мнение ищет для себя рычагов, чтобы проникнуть в недра революционной партии, расколоть, ослабить и отравить ее. Орган Фабра является одним из таких рычагов буржуазного общественного мнения. Игнорирование такого рода явления представляет величайшую опасность для каждой революционной партии. Именно поэтому Исполнительный Комитет Интернационала счел своим долгом привлечь к группе Фабра внимание всей партии. Диссиденты и буржуазия немедленно сделали дело Фабра своим — именно потому, что раньше Фабр защищал внутри партии дело буржуазии. Шум вокруг Фабра придает ему некоторую видимость значения. Но с того момента, как для буржуазии станет ясно, что коммунистическая партия радикально очистилась от фабризма, Фабр и его орган потеряют для нее какое бы то ни было значение, и эта безыдейная паразитическая группа лопнет, как мыльный пузырь.

Таким образом интересы революции требовали изгнания Фабра и его единомышленников из рядов партии. Политический интерес стоит выше каких бы то ни было формальных и юридических соображений. Но само собой разумеется, что во вторую очередь должны быть приняты во внимание и соображения формального порядка. Но как раз с чисто формальной точки зрения наличность в распоряжении Коминтерна § 9 обнаружила все свои преимущества в данном случае. Центральный Комитет французской Коммунистической партии, подавляющее большинство которой признавало необходимость исключения Фабра, не имел возможности, однако, провести это исключение в силу особенностей устава французской партии. Конфликтная комиссия, значение которой в организме партии очень велико, по существу имеет своей задачей точное, внимательное и беспристрастное рассмотрение тех индивидуальных случаев, где дело касается морали и чести отдельных членов партии, конкретного нарушения ими в отдельных случаях партийной дисциплины, товарищеской морали и пр. и пр. Но в деле Фабра речь шла не о сложном процессуальном расследовании, а о политической оценке группы, всем своим духом враждебной коммунизму. В таком вопросе решение должно, разумеется, принадлежать не контрольной комиссии, а Центральному Комитету партии, как высшей руководящей инстанции между двумя съездами. Поскольку Центральный Комитет считал себя, на основании нынешних статутов, не вправе исключить клику Фабра, постольку долг Исполнительного Комитета был применить § 9 статута Интернационала. Вывод, который вытекает из этого крайне поучительного опыта, требует не устранения или ограничения § 9 устава Интернационала, а изменения устава французской Коммунистической партии, в смысле предоставления ее Центральному Комитету всей полноты прав по охране идейной чистоты и дисциплины партии пролетариата.

Опыт всех партий свидетельствует, что неустойчивые, политически шаткие, полуоппортунистические элементы обычно проявляют свою тенденцию не в открытой борьбе с революционным направлением, а в противодействии ему по второстепенным, формальным, юридическим и другим поводам. Этим колеблющимся и неустойчивым элементам федерация Сены даст надлежащий урок, предложив им подчиниться коммунистической дисциплине и, вместо косвенной поддержки Фабру по формальным мотивам, ложность которых очевидна, принять участие в беспощадной политической борьбе с остатками фабризма в партии.

Концентрация всех подлинно революционных элементов, которая встретит неограниченную поддержку рабочих масс партии, должна быть программой предстоящей Сенской конференции. Нужно обеспечить первой по значению организации французского пролетариата твердое революционное руководство. Конференция Сены должна стать достойным вступлением к предстоящему в октябре съезду партии, задачей коего также явится концентрация революционно-коммунистических элементов, уничтожение центристских, пацифистских тенденций, установление в партии режима революционной дисциплины, прекращение внутри партии фракционной борьбы и обеспечение в руках однородного Центрального Комитета подлинного политического руководства.

Процесс формирования Коммунистической партии есть трудный и сложный процесс, неразрывно связанный с самокритикой и внутренним очищением. Исполнительный Комитет не сомневается в том, что авангард французского пролетариата справится с этой задачей и что в этой работе Сенская федерация займет подобающее ей первое место.

Исполнительный Комитет Коммунистического Интернационала.