Парижскому съезду Ф. К. П.

Разногласия внутри Французской компартии продолжались, и ее съезд был, по-видимому, несколько сдвинут во времени. Он прошел в Париже с 15-20 октября 1922 г. — /И-R/

Накануне открытия Парижского съезда Ф. К. П. положение в Париже настолько осложнилось, что И. К. К. И. видит себя вынужденным в дополнение к уже опубликованным документам обратиться к Парижскому съезду со следующим:

1. И. К. К. И. предлагает Парижскому съезду произвести специальное и поименное голосование 21 пункта, одобренных II Всемирным Конгрессом Коминтерна. И для Ф. К. партии, и для всего Коминтерна будет лучше создать полную ясность в этом вопросе.

Само собой разумеется, что если Ф. К. П. хочет предложить IV конгрессу сделать те или иные изменения в 21 пункте, Парижский съезд имеет полное право это сделать. Каждое предложение Парижского съезда IV конгресс рассмотрит с величайшим вниманием и тщательностью.

2. Ввиду того, что большинство старого состава ЦК, к удивлению Исполкома Коминтерна, не исключило из партии Верфейля и его единомышленников, даже после их последних вопиющих антикоммунистических выступлений, — И. К. К. И. вынужден заявить Парижскому съезду, что он не считает более членами Коминтерна Рауля Верфейля и тех, кто вместе с ним подписал известное обращение к партии, начинающееся словами: «La situation dans laquelle se trouve le parti»… («Положение, в котором находится партия»…).

Содержание этого обращения целиком подтверждает предыдущее заявление И. К. К. И. о том, что Рауль Верфейль и его единомышленники являются злостными противниками коммунизма, оставшимися в Ф. К. П. только для того, чтобы разлагать ее изнутри.

Если Парижский съезд разойдется с И. К. К. И. в этом вопросе, окончательное решение вопроса будет принадлежать IV Всемирному Конгрессу Коминтерна.

И. К. К. И. еще раз предлагает Парижскому съезду поставить ребром все наиболее важные вопросы, разделяющие в данный момент французскую партию. Тяжелый урок, полученный итальянской социалистической партией, которая только на-днях, после двух тяжелых лет ошибок и колебаний, должна была признать правоту требований Коминтерна, не должен пропасть даром.

Коминтерн уверен, что Парижский съезд положит конец шатаниям и создаст действительно коммунистическую партию, достойную руководить героическим пролетариатом Франции.

Исполнительный Комитет Коммунистического Интернационала.

Москва, 6 октября 1922 г.