Приказ Революционного Военного Совета Республики от 5-го февраля 1923 г. № 279. г. Москва.

К пятилетию Красной Армии.

Склоним знамена перед памятью павших.

На нашем пути было много потерь. В ряде тяжких наступлений и отступлений, поражений и побед Красная Армия дала Советской Республике ее нынешние пределы. На крови героев мы празднуем наш праздник.

23-го февраля 1918 г. под напором врагов рабочее и крестьянское правительство провозгласило необходимость создания вооруженной силы. Немногочисленны и слабы были первые отряды. Под стенами Казани и Симбирска молодая армия получает боевое крещение. Здесь, на Волге, она научается верить в свои силы. В борьбе с Колчаком она растет и крепнет, поднимаясь после каждой неудачи на новую ступень. Враг пытается сломить Красную Армию изнутри, предательство вьет себе гнезда в недрах штабов и частей. Революционная армия очищает себя каленым железом, ни на час не прерывая борьбы с открытым врагом.

Южный, деникинский фронт тянется на соединение с восточным, колчаковским. С донских и кубанских степей контр-революция выбрасывает против революционного Севера опытную степную кавалерию. Перед Красной Армией встает задача: создать свою конницу. Пролетарий садится на коня. В несколько месяцев слагаются конные дивизии, которые становятся красною грозою на полях сражений. На побережьи Ледовитого океана наша пехота ведет упорную позиционную войну против англичан, американцев и белых в снежных траншеях и тесных дефилэ. Красная Армия дважды спасает Петроград от белогвардейских войск, сплошь из опытных бойцов, вооруженных по последнему слову техники.

Весною 1920 г. она отбивает налет шляхетской Польши на Киев и в несравненном порыве — без резервов, без; тылов, без сапог — доходит до стен Варшавы, ища революционного стыка с польским рабочим классом. Она вынуждена, однако, отступить перед свежими силами франко-польского империализма, поработителя польских трудящихся масс. В тылу у нее Врангель, последняя ставка Антанты, пособник польской шляхты. На окопавшихся в Крыму белых предателей армия революции обрушивает сокрушающий удар. Бои за Перекоп вошли в историю, как несравненный образец революционного героизма.

Превысив пять миллионов душ, Красная Армия быстро сокращается после разгрома белых фронтов. Непрерывно сжимаясь и обучаясь, она продолжает сражаться. Удар за ударом она ликвидирует наемные польско-румынские шайки петлюровцев и савинковцев в пограничной полосе. По грудь в снегу, нередко по колено в студеной воде, она очищает советскую Карелию от бело-финских отрядов. В Туркестане и в союзной Бухаре она поражает басмаческие банды, формируемые и вооружаемые британской агентурой. Она помогает монгольскому народу освободиться от банд, пытавшихся превратить Монголию в плацдарм для борьбы против Советской Сибири и независимости Китая. Наконец, на Дальнем Востоке рука об руку с местными повстанцами Красная Армия ликвидирует последние опорные пункты белогвардейщины и ее японских покровителей. От Мурманска до Севастополя, от стен Варшавы до Владивостока — таков размах военных действий Красной Армии за эти пять лет.

Почти всюду — в Балтике, и на Белом море, на Волге и на Днепре, на Азове и на Каспии — рука об руку с Красной Армией действовал Красный Флот. И не только на воде: лучшая часть моряков составляла нередко сухопутные дружины, занимавшие в боях наиболее опасные места.

Годы борьбы и славы были вместе с тем годами лишений и нужды. Несмотря на то, что полуголодные рабочие военной промышленности отдавали все свои силы делу снабжения красных бойцов, не хватало всего, от хлеба до патронов. Полки, уже прославленные победами, ходили без сапог. Кровью завоеванные позиции нередко сдавались, потому что нечем было отвечать на выстрелы врага. Только благодаря выносливости и самоотверженности революционных бойцов оказалась возможной борьба. Только поддержка трудящихся масс обеспечила победу.

Чем могла и как могла, Красная Армия все эти годы помогала хозяйственной работе. Обеспечением продовольственной разверстки она спасала от голодной смерти промышленность и города. Она рубила лес, пилила его на дрова, перевозила, охраняя тем от замерзания фабричные корпуса и рабочие кварталы. В промежутках между двумя приливами гражданской войны она отдавала свои дивизии целиком на дело труда — на Урале, в Донецком бассейне, и грозненском нефтяном районе и в других местах.

В эту жизнь боев, труда и лишений врывались опустошительные эпидемии. Их действие бывало несравненно страшнее неприятельского огня. Не только больницы, но и казармы превращались на недели, иногда на месяцы в скопища тифозных. История редко видала такие страдания. Но силой революционного духа пробужденных масс армия все превозмогла, все одолела, через все прошла и вышла к победе.

От 5.300.000 Красная Армия и Красный Флот сокращены ныне до 600.000 душ. Миллионы бывших бойцов рассеяны в разных концах страны, в деревнях, на фабриках, у станков и в разных учреждениях Советского государства. В день своего пятилетия армия мысленно включает их всех в свою семью, и прежде всего она с братскими чувствами прижимает к своей груди тех красных бойцов, которые на теле своем несут тяжкие следы боев и побед, — наших красных инвалидов. Их сохранилось всего несколько десятков тысяч: враг по общему правилу не только истреблял пленных, но и добивал раненых.

Свою армию Советская Россия строила заново — из рабочих и крестьян. Эксплуататорам в армию доступа нет. Для обучения красноармейцев и для правильного руководства к строительству армии привлечены были тысячи бывших офицеров. Среди них революция нашла немало честных и доблестных слуг, отдавших целиком свои силы делу трудящихся. Одновременно в военных школах воспитывался за эти пять лет новый командный состав, кровно связанный с рабочими и крестьянами.

Доведенная до 600.000 человек армия наша все более превращалась в кадры для многомиллионных пролетарских и крестьянских резервов. Мы вступаем тем самым на путь более широкого применения начал милиционной системы. Тем важнее, тем жизненнее для армии дальнейшее развитие допризывной подготовки и неразрывная связь наших вооруженных сил с трудящимися массами, с местными Советами, с профессиональными объединениями, с Союзом молодежи и с организациями коммунистической партии.

Передовые пролетарии в качестве комиссаров, агитаторов, политических руководителей просвещали армию, сплачивали и вдохновляли ее в тягчайшие часы. Неиссякаемую силу Красной Армии составляла вера ее в свое высокое назначение: каждый красноармеец знал и знает, что в отличие от всех армий, бывших до сего времени, наша имеет своей задачей борьбу за благо трудящихся против их эксплуататоров. Красная Армия — щит угнетенных, Красная Армия — меч восставших!

Грубо заблуждаются те, которые говорят, будто войны будут всегда. Нет, войны исчезнут так же, как исчезли кровавые жертвоприношения. Но прекратятся они только вместе с прекращением всех видов человеческого рабства. Мировая коммунистическая партия задачей своей имеет перестроить весь мир на началах солидарности и братства людей, независимо от нации, расы и цвета кожи. Победа коммунизма будет началом новой, поистине, человеческой эпохи — труда, любви и радости.

Но ныне хищный капитал является еще владыкой во всех странах, кроме России. Революционная коммунистическая партия растет всюду. Но буржуазия нигде не сдается без жестокого боя. Она скорее сокрушит весь мир, чем откажется от своих барышей. Эксплуататоры с ненавистью глядят на единственную страну, хозяином которой является рабочий класс. Советская Россия — крепость мировой революции. К Москве тянутся сердца всех трудящихся. Красная Армия — щит угнетенных и меч восставших!

Помните, воины: ненависть империализма к нам не слабеет от времени, а крепнет. На шестом году существования Советской республики мировой капитал по-прежнему отказывает ей в своем признании. Он все еще надеется улучить момент для нанесения ей смертельного удара. Вот почему Красная Армия нужна ныне рабочей России и мировой революции не меньше, чем в тот час, когда она была призвана к жизни волей Советской власти.

Молодые воины! Пять истекших лет да будут для вас школой великого героизма. Учитесь на прошлом, готовьтесь к будущему. Самоотвержению, выносливости, готовности отдать жизнь свою за дело рабочего класса — вот чему учит нас пятилетняя история нашей армии. Опираясь на это прошлое и вдохновляясь им, вы должны превзойти его. Мы хотим мира; но никто не знает, когда злая воля врагов заставит нас снова выйти в поле. Будем жe в наступающем шестом году встречать каждый месяц и каждый день так, как если бы это был последний месяц и последний день нашей подготовки. Воины революции должны не только не уступать солдатам империализма, но наоборот — во всем превосходить их.

Красноармейцы, командиры, комиссары ! Склоним сегодня боевые знамена перед памятью погибших. Отдадим дань героическому прошлому, — не для успокоения, а для удесятеренной работы. Наш завтрашний день должен быть и будет славнее вчерашнего.

Учитесь! Крепните! Мужайтесь ! Готовьтесь!