Печатается по копии, хранящейся в Архиве Троцкого в Гарвардском университете, папка MS Russ 13 Т-778 (Houghton Library, Harvard University) — /И-R/

Копия Тт. Ленину, Каменеву, Зиновьеву, Сталину, Томскому, Калинину, Рыкову

ВСЕМ ЧЛЕНАМ ПОЛИТБЮРО

Тт. Сокольникову, Цюрупе, Пятакову

Я придаю большое значение той явной и вреднейшей ошибке, которую будто бы собирается сделать часть Политбюро, требуя ограничить право государственных предприятий кредитоваться только под оборотный капитал.

В целях бóльшей ясности в постановке этого вопроса я набросал прилагаемые при сем тезисы. Их единственной задачей сейчас является достигнуть ясности в постановке вопроса и тем самым — правильного разрешения его.

Л. Троцкий

13 февраля 1923 г.

К вопросу о кредитовании под основной капитал.

С точки зрения борьбы национализированного хозяйства с частным решающее значение имеет, разумеется, соотношение материальных сил, то есть соотношение государственного и частного капитала. Вопрос о внутренней структуре того и другого капитала, вопрос об области применения и о форме деятельности капитала (финансовый, торговый, промышленный) и о внутренней структуре промышленного капитала (основной, оборотный) есть уже вопрос второй очереди.

Однако самый большой перевес государственного, капитала над частным при внутренне нецелесообразной структуре государственного капитала может быть в процессе борьбы целиком утерян. Неправильной структурой является неправильное распределение капитала между основным и оборотным капиталом внутри одной и той же отрасли промышленности.

Совершенно очевидно, что если бы все промышленное достояние состояло из основного капитала, то есть из фабричных зданий и машин без оборотного капитала, то есть без топлива, сырья и заработной платы, то государство неизбежно потерпело бы крушение в борьбе с частным капиталом при условии правильной внутренней структуры последнего, хотя бы в общем частный капитал был в несколько раз меньше государственного.

Грубым фетишизмом было бы думать, что национализация состоит в присвоении государством машин и фабричных корпусов. Национализация под углом зрения развития социалистического хозяйства есть обеспечение за государством возможности производства и расширенного воcпроизводства на принадлежащих государству предприятиях. Это значит, что в известных случаях и в известных пределах государству вполне выгодно превратить известную часть основного капитала в оборотный капитал. Фактически мы встали на этот путь системой концессий, аренды и смешанных обществ. Совершенно очевидно, что та же политика должна найти свое выражение в системе кредита. Поскольку кредитование является средством распределения и перераспределения материальных ресурсов между различными областями хозяйства и предприятиями, постольку система кредита должна содействовать установлению правильных пропорций между основным и оборотным капиталом.

Ограничивать право государственных предприятий на получение кредита только в пределах оборотного капитала значило бы впадать в чудовищную ошибку и принципиальную и практическую: а) главной причиной поисков кредита государственных предприятий является именно недостаток оборотного капитала. В этих условиях предлагать им получать кредит только под оборотный капитал значит отсылать их от Понтия к Пилату, другими словами, это значит лишать их кредита, б) поскольку централизованный «план» эпохи военного коммунизма не справился с задачей распределения ресурсов в интересах непрерывной работы промышленности, так что мы для разрешения этой задачи оказались вынуждены прибегнуть к методам рынка, — постольку запрещение кредитоваться под основной капитал есть в сущности сведение на нет в этой важнейшей области методов новой экономической политики.

Опасность того, что кредитование под основной капитал может повлечь за собою переход в частные руки значительного количества промышленных предприятий, несомненно существует, но эта опасность вовсе не вытекает из кредитования под корпуса и машины, а из плохого использования корпусов и машин. В каком бы объеме и под каким бы титулом не получался кредит, работа в убыток непременно потребует либо ликвидации предприятия, либо вложения в него средств со стороны.

Совершенно правильно то соображение, что государство не может в этой области признать законы рынка последней и безапелляционной инстанцией. Но это относится не только к режиму кредитования, но и ко всей вообще нашей хозяйственной деятельности. Если бы признать рынок в каждый данный момент последней инстанцией, то мы должны были бы допустить паралич железных дорог. Государство вмешивается с точки зрения более широкого плана и вносит поправку в работу сегодняшнего рынка. То же самое относится и к системе задолженности государственных промышленных предприятий: в случае, если государство считает себя жизненно заинтересованным в сохранении своего обанкротившегося предприятия, оно выплачивает в известный срок его долги. Это право за ним должно быть обеспечено, во всяком случае, полностью.

Можно признать, что было бы неосторожно предоставить отдельным предприятиям или трестам право выдавать самостоятельно обязательства в размерах всего своего капитала. В этой области нужны, быть может, ограничения, диктуемые соображениями хозяйственной осторожности, а вовсе не фетишизмом основного и оборотного капитала. Другими словами, можно, например, установить, что тресты вправе кредитоваться в размерах одной пятой или одной десятой предоставленного в их распоряжение государством достояния (эту дробь можно варьировать по разным отраслям промышленности). Для получения же кредита в большем объеме надлежит испрашивать согласие вышестоящих органов (скажем, ВСНХ с доведением до сведения Госплана — на предмет опротестования в известных случаях перед СТО).

9. Это нужно, однако, иметь в виду, что кредиты вовсе не должны исходить непременно от капиталистов. Наоборот, в гораздо большем числе случаев предприятие будет кредитоваться у других государственных же предприятий и объединений. Можно, например, вполне представить себе, что бумажный трест даст в кредит бумагу типографии или типографскому тресту под типографское оборудование и получает таким образом в свои руки одну или несколько типографий. Система кредита под основной капитал явится в этом случае средством перехода отдельных предприятий из одного треста в другой. В этом нет никакой опасности. Наоборот, это один из наиболее жизненных способов перестройки нынешних трестов и создания более жизнеспособных, более органических объединений.

Л. Троцкий

12 февраля 1923 г.