Приказ

Председателя Революционного Военного Совета Республики

22 апреля 1923 г., № 278, г. Москва.

Командирам и комиссарам. Красная Армия сжата численно до крайнего предела. Перестройки будут отныне производиться не так часто, как ранее. Кадровый состав все больше должен специализироваться и совершенствоваться в своей работе. А значит, что чем дальше, тем больше командиров и комиссаров будут сливаться в одном лице.

Причины двойственности в командном и административном аппарате Красной Армии известны всем: революционеры не знали военного дела, а военные люди не знали или не хотели знать революции. Революционному воину нужно не только обучение, но и воспитание, не только командование, но и политическое руководство. Вот почему во главе воинских частей и военных учреждений революция наряду с командиром поставила комиссара. Без этого революция не победила бы, без этого мы не имели бы ныне Красной Армии, построенной по образцу и подобию самой революции.

Однако, организационная двойственность установлена не на вечные времена. Комиссарский кадр ныне не временный, как в первый период гражданской войны, а постоянный. Это значит, что каждый комиссар должен стремиться овладеть военным делом, чтобы стать со временем законченным начальником. С другой стороны, каждый командир, заслуживающий этого имени, должен быть не только инструктором, но и воспитателем, не только боевым начальником, но и революционным руководителем. Командир и комиссар должны с течением времени слиться в одном лице.

Но перейти к этому новому режиму сразу нельзя. Нужна большая осторожность, строгая постепенность. Нужно, чтобы нынешние комиссары стали командирами, а нынешние, по крайней мере, молодые командиры научились выполнять обязанности комиссаров. Эту цель нужно себе поставить. Идти к ней надлежит осторожно, но твердо и уверенно.

Новый шаг в этом направлении сделан прежде всего, применительно к центральным административно-хозяйственным управлениям и учреждениям. Мера эта, помимо обще-принципиальных соображений, вызывается также необходимостью дальнейшего сокращения штатов.

Кое-где, как сообщают, соответственный приказ Революционного Военного Совета Республики был понят в том смысле, что предстоит уже в ближайшем будущем полная ликвидация корпуса комиссаров, и что этому предшествует отодвигание комиссара на задний план. Если приказ был так понят, стало быть, он плохо формулирован. Ныне Революционным Военным Советом Республики даны необходимые разъяснения. Основная наша задача не в том, чтобы подчинить комиссара командиру, а в том, чтобы в одном лице слить эти две функции, одинаково важные, одинаково необходимые. Во всех тех случаях, где это еще не осуществимо, и до тех пор пока это не осуществимо, командир и комиссар работают по-прежнему рука об руку; их права и обязанности, их взаимные отношения остаются теми же, какими были до сих пор.