Предисловие

к тому II, кн. 1 — 1919 г. «Как вооружалась революция»,

Настоящая книга охватывает 1919 год — самый тяжкий и наиболее богатый военными событиями. Читатель не найдет и в этой книге ни сколько нибудь связного очерка нашей военно-организационной работы, ни тем более — истории военных операций. Здесь только собрание документов и материалов. Насколько могу судить, собрание это достаточно полно, может быть даже слишком полно: повторений немало, некоторые приказы имеют более формальный, чем материальный интерес и пр. Но по самому существу настоящего издания какие-либо изменения были бы неуместны: не давая ничего связного, они в то же время лишили бы документы их главного значения — документальности.

Существует предрассудок, будто революционные войска создаются «агитацией»: таково впечатление людей, глядящих со стороны. Было бы чрезвычайно вредно, если бы такой взгляд усвоили себе революционеры других стран: это означало бы, что они не использовали нашего опыта. Без агитации, конечно, не создать революционной армии — да и никакой другой. Но агитация только часть дела. Нужен прежде всего правильный замысел: план военного строительства, отвечающий социальным, политическим и техническим условиям и средствам революционной страны. Только на этой основе агитация, уясняющая трудовому населению и самой армии цели и задачи военной работы и борьбы, способна развить великую силу товарищеской связи, верности долгу, боевого энтузиазма. И, наконец, на основе правильного замысла и вытекающей из него агитации нужен ясный, непреложный и в то же время гибкий, как можно менее бюрократический режим, способный изо дня в день поддерживать в необходимом динамическом равновесии такой сложный искусственный организм, как армия. Таковы три главные элемента успеха, которые сами, в свою очередь, изменяются в ходе военного строительства: замысел становится все более продуманным, агитация — все более конкретной, режим — все более отчетливым. Горе, если режим, однако, начнет обрастать при этом мусором казенщины!

Агитация, именно потому, что она агитация, то есть выражается в статьях и речах, нашла себе в документах этого издания более полное отражение, чем другие стороны военной работы. Читатель должен твердо помнить об этом, чтобы не поддаться указанному выше предрассудку насчет исчерпывающего будто бы значения агитации. В военной области больше, чем во всякой другой, слово только дополняет дело.

Л. Троцкий

8 января 1924 г.