Сельскохозяйственные машины и орудия — в центре внимания

По тексту брошюры «Борьба за качество», Москва, 1926.

«Торгово-промышленная газета», 24 сентября 1925 г.

Перепечатано в «Экономической Жизни», «Правде» и «Известиях».

Вопрос о сельскохозяйственном машиностроении имеет уже сейчас совершенно исключительное значение, и значение это будет из года в год возрастать. При помощи имевшегося в руках крестьянства живого и мертвого инвентаря, крайне оскудевшего за последнее десятилетие, сельское хозяйство поднялось ровно настолько, чтобы начать предъявлять все больший и больший спрос на новый сельскохозяйственный инвентарь. Здесь мы имеем процесс в значительной мере однородный с тем, какой происходил и происходит в промышленности. Восстановительный период заканчивается, что ставит перед промышленностью во весь рост задачу обновления и расширения основного капитала. Заканчивается также и восстановительный период в сельском хозяйстве; вместе с этим вопрос о снабжении деревни необходимыми орудиями и машинами приобретает чрезвычайную остроту. Успешное развитие нашего хозяйства немыслимо без роста экспорта, а рост основных видов нашего экспорта возможен только при условии улучшения сельскохозяйственного оборудования *).

*) Напомним относящуюся к этому вопросу резолюцию Третьего Всесоюзного Съезда Советов:

«Ввиду того, что основным противоречием, задерживающим дальнейший рост сельского хозяйства, является несоответствие между количеством земли, переданной крестьянству революцией, и наличным количеством и качеством живого и мертвого инвентаря, потребного для ее обработки, принять решительные меры к устранению этого гибельного для сельского хозяйства несоответствия, для чего необходимо… усиленное введение в крестьянское хозяйство сложных машин, в частности тракторов. В тех же целях полного удовлетворения крестьянского спроса на сельскохозяйственные машины и орудия признать необходимым наряду с максимальным расширением сельскохозяйственного машиностроения в Союзе ССР соответствующий ввоз недостающих сельскохозяйственных орудий и машин из-за границы».

Этой резолюции Съезда Советов предшествовали партийные решения на ту же тему. — Л.Т.

Если огромную роль для нашего хозяйственного равновесия и развития играет связь нашей легкой промышленности с крестьянством, преимущественно, как потребителем, то еще большую роль призвана играть связь нашей тяжелой промышленности через машиностроение с крестьянством, как производителем. В этом заинтересованные отрасли нашей промышленности должны своевременно отдать себе совершенно ясный отчет. Вопрос о качестве и ценах сельскохозяйственных орудий и машин, как изготовляемых у нас, так и ввозимых из-за границы, должен быть поставлен в центре общего внимания. Совершенно очевидно, что, когда отдельный крестьянин или крестьянский коллектив покупают машину, которая стоит несколько сот, а то и несколько тысяч рублей, они должны иметь все гарантии того, что машина эта вполне соответствует своему назначению, и что она во всякое время может быть поддерживаема на ходу при помощи замены пришедших в негодность частей новыми. Надо совершенно ясно понять, что конная молотилка, пришедшая в негодность из-за плохой шестерни, при невозможности заменить эту шестерню, означает для крестьянина такой же удар, как гибель коровы, или лошади, или как пожар, уносящий все его дворовые постройки.

Вопрос об импорте сельскохозяйственных орудий и машин может решиться только в связи с правильной и точной оценкой качества, как нашей собственной, так и ввозной продукции. Не надо, конечно, думать, что все иностранные сельскохозяйственные машины хороши или пригодны для всех наших районов. А так как в течение ближайших лет мы еще должны будем ввозить из-за границы для нашей деревни очень большое количество орудий и машин, то совершенно очевидна огромная важность правильного отбора иностранных фирм и изделий. Такого рода оценка, как своих, так и ввозных машин должна производиться, как научно-лабораторными методами, так и систематическим опросом самого населения на месте. Надо этот вопрос поставить перед заинтересованными кругами населения во всю ширь. Надо привлечь само крестьянство к активному участию в деле оценки наших и иностранных сельскохозяйственных орудий и машин. Надо крестьянскую оценку тщательно собирать и подъытоживать, сводя ее на очную ставку с оценкой научно-технических, институтов и лабораторий.

Улучшение качества машин и орудий должно итти рука об руку с их удешевлением. А это, в свою очередь, достижимо только при переходе к действительно массовому производству. Нужно во что бы то ни стало, и притом в возможно короткий срок, перейти от чудовищного разнообразия типов сельскохозяйственных орудий и машин, какое досталось нам в наследство от прошлого, к минимальному числу образцов, приспособленных к естественным географическим и экономическим условиям районов и областей. Нужно в производимую ныне работу по стандартизации сельскохозяйственного машинного инвентаря внести гораздо более быстрый темп. Это вполне возможно при дружной работе ведомств и при активнейшем участии машиностроительных трестов и научных сил.

Дать крестьянину хороший и дешевый плуг можно только в том случае, если этот плуг будет стандартизован, т. е. если все его части будут установленной формы, если они будут производиться действительно массовым путем, и если на сельскохозяйственных складах будет всегда достаточное число запасных частей. Стандартизация решает одновременно два вопроса: качества и цены.

Работы по стандартизации ведутся, и при том уже давно, но темп их совсем не тот, какой вызывается исключительной важностью этого дела. Пусть нам не говорят, что выработка стандартов строго-научным путем — дело очень сложное. Это бесспорно. Но, с другой стороны, давно уже сказано, что лучшее есть враг хорошего. Мы не требуем идеальных стандартов. Можно взять наилучшие из существующих мировых образцов и положить их в основу наших стандартов. Даже не «идеальная» стандартизация будет неизмеримо выгоднее нынешней кустарной пестроты, которая тяжко бьет потребителя по спине и дефектами качества и высокой ценой.

Вопрос о цене в данных условиях имеет не просто рыночное, но важнейшее социальное значение. Дорогая машина, производимая полукустарным путем, неизбежно останется в деревне редкостью. Кто ее приобретет? Либо богатый крестьянин, фермер капиталистического типа, для которого машина станет орудием дальнейшего обогащения; либо исключительно передовой коллектив бедняков или середняков. Но таких коллективов немного, да и самые машины по числу своему рассчитаны пока на немногих, во всяком случае — на меньшинство. Большое удешевление машины означает возможность внедрения ее в самую толщу середняков и бедняков. Только с этого момента сельскохозяйственная машина начнет выполнять новую свою историческую роль, которую можно назвать подготовкой к постепенному переводу сельского хозяйства на рельсы социализма. Так стоит сейчас вопрос. Установление основных стандартных типов есть предпосылка массового производства. Массовое производство есть необходимое условие удешевления. Дешевая цена на сельскохозяйственные орудия и машины есть предпосылка механизации и общего подъема сельского хозяйства. Только дешевая, а значит — стандартная машина, может стать доступной не только кулацким верхам и наиболее передовым низам, но и всей толще деревни и стать в дальнейшем развитии рычагом новой, артельной, коллективистской организации сельского хозяйства.

Разумеется, вопрос о сельскохозяйственных орудиях и машинах не есть единственный вопрос деревенской экономики, но сейчас этот вопрос — центральный. Те или другие условия льготного кредита обнаружат всю силу своего действия лишь при высоком качестве и дешевизне советского плуга, сеялки, молотилки, веялки, не говоря уже о косе, заступе, топоре, мотыге, лопате и др.

Особое Совещание по качеству продукции намерено выдвинуть вопрос об улучшении сельскохозяйственного машиностроения на первое место и рука об руку с Наркомгемом и сельскохозяйственной кооперацией, мобилизовать лучшие силы для того, чтобы поставить это дело в центре внимания страны.

Именно в этом деле особенно важна помощь всех работников, связанных с крестьянством и вообще сельским хозяйством. Надо, чтобы на местах поставили себе за правило: не упускать без внимания ни одного случая, когда крестьянами села, волости или района приобретены новое сельскохозяйственное орудие, а тем более — сложная машина. Где куплена? Сколько заплачено? Хорошо ли работает, и если плохо, то в каком отношении? Все эти вопросы должны освещаться самым деловым и конкретным образом. Этими вопросами должны заинтересоваться и селькоры. Крестьянской печати в этом деле должен принадлежать первый голос. Наиболее яркий случай успеха той или другой машины, или, наоборот, неудачи надо освещать в печати. Разумеется, тут нужна величайшая точность и добросовестность. Отдельные отзывы и замечания по вопросу сельскохозяйственных орудий и машин надлежит пересылать через органы сельскохозяйственной и общей кооперации, либо же прямо направлять их в Особое Совещание по качеству продукции. Редакции газет, которые, по тем или другим причинам, не сочтут целесообразным помещение корреспонденции о качестве земледельческих машин, сделают хорошо, если перешлют такого рода неиспользованный материал Особому Совещанию по качеству.

Иногда слышатся голоса в том смысле, что неудобно, дескать, шуметь в печати о недостатках нашего же собственного государственного производства. Такое мнение в корне ложно. Президиум ВСНХ, непосредственно ответственный за руководство нашей промышленностью, создал Особое Совещание по качеству продукции именно для того, чтобы разоблачать недостатки и искоренять их, а не замалчивать и укрывать. Без гласности, без общественного контроля, без критики заинтересованного потребителя нельзя в этом деле достигнуть никакого успеха. Всякий хозяйственник с кругозором прекрасно понимает это. Если будут в печати преувеличения или искажения, то их можно опровергнуть, а дальнейший опыт даст окончательную проверку. Исправить неверную газетную статью куда легче, чем исправить плохой плуг или негодную сеялку. Заинтересованные заводы и тресты должны проявлять величайшее внимание к голосам печати и вообще отзывам потребителя. Нужно проверить все такие отзывы, посылать на места своих инженеров, конструкторов, монтеров для всестороннего делового, а не казенного выяснения действительных причин каждой серьезной жалобы. Надо планомерно проверять работу продаваемых машин и независимо от всяких жалоб. Доверие потребителя надо завоевать во что бы то ни стало. Завоевывается оно не словами, а делами.

Незачем пояснять, какая ответственная и благодарная роль выпадает в этой работе на долю профессиональных союзов. Здесь дело идет в полном смысле слова об овладении центральной позицией на широком «фронте» хозяйственной смычки города и деревни.

Если с разных концов, но согласованно и с одинаковой энергией, приступим к этому делу, то мы уже к ближайшей весне достигнем устранения, по крайней мере, наиболее вопиющих недостатков, проистекающих от небрежности, неряшливости и невнимания к потребителю. Борьба же с другими, более глубокими причинами недочетов наших сельскохозяйственных машин будет, разумеется, стоять в центре внимания, как Совещания по качеству, так и других хозяйственных органов и учреждений, прямо и непосредственно руководящих производством земледельческого оборудования. В течение года — полутора надо достигнуть значительного снижения цен путем перехода к стандартизованному производству, по крайней мере, наиболее ходовых орудий. Это осуществимо, а значит и должно быть осуществлено.

Вопрос этот так крепко ставится теперь жизнью, что никто не может уклоняться от участия в его разрешении.

 

«Торгово-промышленная газета», 24 сентября 1925 г.

Перепечатано в «Экономической Жизни», «Правде» и «Известиях».