Заявление Зиновьева, Каменева, Троцкого, Сокольникова, Пятакова, Евдокимова в Политбюро ЦК ВКП(б)

Решением Политбюро после осуждения Объединенной оппозиции на заседаниях Политбюро 8-го и 11-го октября была создана редакционная коммиссии в составе Молотова, Бухарина и Каменева для выработки заявления Оппозиции о прекращении фракционной деятельности. В продолжавшихся несколько дней спорах Молотов и Бухарин требовали все новых и новых уступок в тексте Заявления. Мы даём ниже три редакции этого Заявления, чтобы дать читателю возможность оценить уступки, сделанные Оппозицией. После дней споров и возражений, под давлением Каменева и Зиновьева, Троцкий и его друзья, нехотя, подписали это заявление.

Печатается по сборнику «Стенограммы заседаний Политбюро», М. РОССПЭН, 2007, т. 2, стр. 442-453. — /И-R/

 

13 октября 1926 г. 15 октября 1926 г. 16 октября 1926 г.

На документе имеется помета: «Получено в 22 час. 30 мин. 13.Х.26 г.»

На документе имеется помета: «Измененный текст после заседания ПБ 14.Х.»

Текст Заявления опубликованный в «Правде» 17-го октября.

Тов. Сталину, ген. секретарю ЦК ВКП(б)

При сем прилагаю Вам текст заявления во исполнение постановления ПБ от 11.Х.26. С ком. приветом

13.Х.26 г.

Л.Б.Каменев

Тт. Молотову и Бухарину

Копия тов. Сталину, ген. секретарю ВКП(б)

Прилагаю при сем текст нашего «заявления», в которое мы после заседания ПБ 14.Х. внесли ряд изменений. С ком. приветом

15.Х.26 г.

Л.Каменев

 
 

Р.S. Подпись тов. Евдокимова отсутствует исключительно ввиду того, что нам не удалось связаться с ним по телефону в Ленинграде. Мы уверены, что он присоединит свою подпись к нашим при печатании документа.

Л.К.

 

Не принятый проект Заявления

Не принятый проект Заявления

Окончательный текст.

На XIV съезде и после него мы разошлись с большинством съезда по ряду принципиальных вопросов. Наши взгляды изложены в официальных документах и речах, произнесенных нами на съезде, на пленумах ЦК и в Политбюро. На почве этих взглядов мы стоим полностью и сейчас.

На XIV съезде и после него мы разошлись с большинством съезда и ЦК по ряду принципиальных вопросов. Наши взгляды изложены в официальных документах и речах, произнесенных нами на съезде, на пленумах ЦК и в Политбюро. На почве этих взглядов мы стоим полностью и сейчас.

На XIV съезде и после него мы разошлись с большинством съезда и ЦК по ряду принципиальных вопросов. Наши взгляды изложены в официальных документах и речах, произнесенных нами на съезде, на пленумах ЦК и в Политбюро. На почве этих взглядов мы стоим и сейчас.

 

В вопросе о недопустимости фракционности мы стоим на почве решений X, XIII и XIV съездов и считаем своей обязанностью проводить эти решения на деле.

Мы категорически отвергаем теорию и практику «свободы фракций и группировок», признавая, что такая теория и практика противоречат основам ленинизма и решениям партии. Решения партии о недопустимости фракционности мы считаем своей обязанностью проводить на деле.

Вместе с тем мы находим своей обязанностью открыто признать перед партией, что в борьбе за свои взгляды мы и наши единомышленники в ряде случаев допустили шаги, являвшиеся нарушением партдисциплины и выходящие за установленные партией рамки внутрипартийной борьбы, на путь фракционности. Считая этот путь ошибочным, мы заявляем, что решительно отказываемся от фракционных методов защиты наших взглядов ввиду опасности этих методов для единства партии и призываем к тому же всех товарищей, разделяющих наши взгляды.

Вместе с тем мы считаем своим долгом открыто признать перед партией, что в борьбе за свои взгляды мы и наши единомышленники в ряде случаев допустили шаги, являвшиеся нарушением партдисциплины и выходящие за установленные партией рамки идейной борьбы внутри партии, на путь <в сторону> фракционности. Считая этот путь ошибочным, мы заявляем, что решительно отказываемся от фракционных методов защиты наших взглядов ввиду опасности этих методов для единства партии, и призываем к тому же всех товарищей, разделяющих наши взгляды. Мы призываем к немедленному прекращению всех фракционных группировок, складывавшихся вокруг взглядов «оппозиции». Одновременно мы признаем, что дискуссия начата была нами (в Москве и Ленинграде) неправильно, без соответственного постановления руководящих органов партии.

 

Вместе с тем мы считаем своим долгом открыто признать перед партией, что в борьбе за свои взгляды мы и наши единомышленники в ряде случаев после XIV съезда допустили шаги, являвшиеся нарушением партдисциплины и выходящие за установленные партией рамки идейной борьбы внутри партии, на путь фракционности. Считая эти шаги безусловно ошибочными, мы заявляем, что решительно отказываемся от фракционных методов защиты наших взглядов ввиду опасности этих методов для единства партии, и призываем к тому же всех товарищей, разделяющих наши взгляды. Мы призываем к немедленному роспуску всех фракционных группировок, образовавшихся вокруг взглядов «оппозиции».

Одновременно мы признаем, что своими выступлениями в Москве и Ленинграде в октябре мы нарушили постановление ЦК о недопустимости всесоюзной дискуссии, начав её вопреки постановлениям ЦК.

Неправильно было упоминание о стокгольмском съезде, ибо хотя тов. Крупская не имела этого в виду, это упоминание могло быть понято как призыв к борьбе фракционными методами.

Неправильно было упоминание на XIV съезде о стокгольмском съезде, ибо, хотя тов. Н.К. Крупская ни в каком случае не имела этого в виду, это упоминание могло быть понято в смысле перспективы раскола или угрозы расколом. Такого рода перспективу мы единодушно отвергаем как гибельную и ничего общего не имеющую с нашей позицией.

Неправильно было упоминание на XIV съезде о стокгольмском съезде, ибо, хотя тов. Н.К. Крупская ни в каком случае не имела этого в виду, это упоминание могло быть понято в смысле перспективы раскола и угрозы расколом. Такого рода перспективу мы единодушно отвергаем как гибельную и ничего общего не имеющую с нашей позицией.

Мы решительно осуждаем такую критику Коминтерна или политики нашей партии, которая переходит в травлю, ослабляющую положение Коминтерна как боевой организации мирового пролетариата или СССР как первого государства пролетарской диктатуры. Не только агитация Корша и ему подобных, порвавших с коммунизмом, но и всякого, переходящего эти границы, всегда встретит наш решительный отпор. Мы категорически отрицаем право тех, кто ведет какую бы то ни было агитацию против СССР и Коминтерна, претендовать на какую-либо солидарность с нами.

Мы решительно осуждаем такую критику Коминтерна или политики нашей партии, которая (критика) переходит в травлю, ослабляющую положение Коминтерна как боевой организации мирового пролетариата или СССР как первого государства пролетарской диктатуры. Не только агитация Корша и ему подобных, порвавших с коммунизмом, но и всякого, переходящего эти границы, всегда встретит наш решительный отпор. Мы категорически отрицаем право тех, кто ведет какую бы то ни было агитацию против СССР и Коминтерна, претендовать на какую-либо солидарность с нами.

Мы решительно осуждаем такую критику Коминтерна или политики нашей партии, которая (критика) переходит в травлю, ослабляющую положение Коминтерна как боевой организации мирового пролетариата, ВКП как передового отряда Коминтерна или СССР как первого государства пролетарской диктатуры. Не только агитация Корша и ему подобных, порвавших с коммунизмом, но и всякого переходящего эти границы, всегда встретит наш решительный отпор. Мы категорически отрицаем право тех, кто ведет какую бы то ни было агитацию против Коминтерна, ВКП или СССР, претендовать на какую-либо солидарность с нами.

Признавая право каждого члена Коминтерна отстаивать свои взгляды в пределах устава и решений конгрессов Коминтерна и ИККИ, мы считаем абсолютно недопустимой прямую или косвенную поддержку фракционности каких бы то ни было групп в отдельных секциях Коминтерна против линии Коминтерна, будь то группа Суварина во Франции, группа Маслова-Фишер, Урбанса-Вебера в Германии, группа Бордиги в Италии или какая-либо другая группа, независимо от того, солидаризируются ли они с нами или ведут борьбу с нашими взглядами.

Взгляды Оссовского, выраженные в его статье, и Медведева, как они изложены в тексте письма Медведева, разосланном членам ЦК (теория «двух партий», проповедь ликвидации Коминтерна и Профинтерна, попытки объединения с с.-д., расширения концессионной политики за пределы, установленные Лениным, и т. п.), мы считали и считаем глубоко ошибочными, антиленинскими и в корне противоречащими нашим взглядам.

Признавая право каждого члена Коминтерна отстаивать свои взгляды в пределах устава и решений конгрессов Коминтерна и ИККИ, мы считаем абсолютно недопустимой прямую или косвенную поддержку фракционности каких бы то ни было групп в отдельных секциях Коминтерна против линии Коминтерна, будь то группа Суварина во Франции, группа Маслова-Фишер, Урбанса-Вебера в Германии, группа Бордиги в Италии или какая-либо другая группа, независимо от того, как она относится к нашим взглядам.

Взгляды Оссовского, выраженные в его статье, и Медведева, как они изложены в тексте письма Медведева, подвергнутом разбору в «Правде» (теория «двух партий», проповедь ликвидации Коминтерна и Профинтерна, попытки объединения с с.-д., расширения концессионной политики за пределы, установленные Лениным и т. п.), мы считали и считаем глубоко ошибочными, антиленинскими и в корне противоречащими нашим взглядам. Оценку, данную Лениным платформе «рабочей оппозиции», защищавшейся т.т. Шляпниковым и Медведевым, мы разделяли и разделяем полностью.

Признавая право каждого члена Коминтерна отстаивать свои взгляды в пределах устава и решений конгрессов Коминтерна и ИККИ, мы считаем абсолютно недопустимой прямую или косвенную поддержку фракционности каких бы то ни было групп в отдельных секциях Коминтерна против линии Коминтерна, будь то группа Суварина во Франции, группа Маслова—Фишер, Урбанса-Вебера в Германии, группа Бордиги в Италии или какая-либо другая группа, независимо от того, как она относится к нашим взглядам. Мы считаем особенно недопустимой какую бы то ни было поддержку деятельности людей, уже исключенных из партии и Коминтерна, как-то Рут Фишер, Маслова.

Взгляды Оссовского, выраженные в его статье, и Медведева, подвергнутые разбору в «Правде» (теория «двух партий», проповедь ликвидации Коминтерна и Профинтерна, попытки объединения с.-д., расширения концессионной политики за пределы, установленные Лениным, и т. п.), мы считали и считаем глубоко ошибочными, антиленинскими и в корне противоречащими нашим взглядам. Оценку, данную Лениным платформе «рабочей оппозиции», защищавшейся товарищами Шляпниковым-Медведевым, мы разделяли и разделяем полностью.

Постановления XIV съезда, ЦК и ЦКК мы считаем для себя обязательными, будем им подчиняться и проводить их в жизнь. К тому же призываем всех товарищей, разделяющих наши взгляды.

Свои взгляды каждый из нас обязуется отстаивать лишь в формах, установленных уставом, решениями съездов и ЦК, в убеждении, что то, что в этих взглядах правильно, будет принято партией в ходе её дальнейшей работы.

Постановления XIV съезда, ЦК и ЦКК мы считаем для себя обязательными, будем им подчиняться и проводить их в жизнь. К тому же призываем всех товарищей, разделяющих наши взгляды.

Свои взгляды каждый из нас обязуется отстаивать лишь в формах, установленных уставом, решениями съездов и ЦК, в убеждении, что то, что в этих взглядах правильно, будет принято партией в ходе её дальнейшей работы.

Постановления XIV съезда, ЦК партии и ЦКК мы считаем для себя безусловно обязательными, будем им безоговорочно подчиняться и проводить их в жизнь. К тому же призываем всех товарищей, разделяющих наши взгляды.

Свои взгляды каждый из нас обязуется отстаивать лишь в формах, установленных уставом, решениями съездов и ЦК, в убеждении, что то, что в этих взглядах правильно, будет принято партией в ходе её дальнейшей работы.

В течение последних месяцев ряд товарищей был исключен из партии за те или другие нарушения партийной дисциплины в связи с пропагандой наших общих взглядов в партии. Из всего сказанного выше ясна политическая ответственность нижеподписавшихся за эти действия.

Мы выражаем твердую надежду на то, что фактическое прекращение фракционной борьбы в связи с настоящим нашим заявлением откроет возможность исключенным товарищам вернуться в ряды партии.

В течение последних месяцев ряд товарищей был исключен из партии за те или другие нарушения партийной дисциплины и применение фракционных методов в борьбе за взгляды оппозиции. Из всего сказанного выше ясна политическая ответственность нижеподписавшихся за эти действия.

Мы выражаем твердую надежду на то, что фактическое прекращение фракционной борьбы со стороны оппозиции в связи с настоящим нашим заявлением откроет возможность исключенным товарищам вернуться в ряды партии.

В течение последних месяцев ряд товарищей был исключен из партии за те или другие нарушения партийной дисциплины и применение фракционных методов в борьбе за взгляды оппозиции. Из всего сказанного выше ясна политическая ответственность нижеподписавшихся за эти действия.

Выражаем твердую надежду на то, что фактическое прекращение со стороны оппозиции фракционной борьбы откроет возможность исключенным товарищам, признавшим свои ошибки в деле нарушения партдисциплины и интересов единства партии, вернуться в ряды партии, причем в ликвидации фракционной борьбы и в борьбе против рецидивов нарушения дисциплины мы обязуемся оказывать партии всяческое содействие.

 

Каменев. Зиновьев. Троцкий. Сокольников. Пятаков. Евдокимов