Заявление.

Внизу листа приписка Троцкого: «Написано, может быть, Зиновьевым, но, может быть, и мной. Л. Тр.». Печатается по копии, хранящейся в Архиве Троцкого в Гарвардском университете, папка MS Russ 13 Т-896 (Houghton Library, Harvard University) — /И-R/

Настоящее заявление было нами написано после того, как мы получили постановление Политбюро по поводу внесенных тов. Бухариным поправок, и до того, как мы получили проект извещения ЦК. Мы со всей решительностью и категоричностью констатируем, что заключающееся в извещении утверждение о нашем отказе от фракционных группировок совершенно не соответствует ни точному тексту нашего заявления, ни нашим намерениям. На самом деле, смысл нашего заявления совершенно ясно и бесспорно имеет в виду не только роспуск тех группировок, которые сложились и складываются, но и прекращение всяких попыток в этом направлении, по крайней мере, поскольку это зависит от нас. Если мы отклонили слово «роспуск», то именно для того, чтобы избежать придирчивого указания на то, что мы готовы «распустить» то, что сложилось сегодня, чтобы затем начать строить заново. Слово «прекращение» всех фракционных группировок казалось нам более ясным и категорическим.

Мы повторяем свое предложение о нашей готовности подписать документы в порядке партийной дисциплины, т.е. на основании соответственного постановления Политбюро. В противном случае мы настаиваем на опубликовании одновременно с извещением ЦК нашего заявления, характеристику которого в проекте извещения мы, как сказано выше, считаем неправильной.

16 октября 1926 г.