Тезисы о внешней политике.

Печатается по копии, хранящейся в Архиве Троцкого в Гарвардском университете, папка MS Russ 13 Т-3022 (Houghton Library, Harvard University). — /И-R/

Турция. В какой мере устойчивы дружественные отношения с Турцией? (Надежды Румынии.)

 

Румыния. Династические затруднения в связи с вопросом о наследнике престола. Справиться: умер румынский король, или только собирается?

Итало-албанский договор против Югославии.

Румыния. Франко-итальянские отношения создают противоречия в положении Румынии: она сохраняет «интимный союз» с Францией и «глубокую дружбу» с Италией.

 

Противоречия европейских государств в экономике: улучшение в положении одного государства почти всегда оплачивается ухудшением в другом государстве. Нечто подобное наблюдается в политике европейских государств в отношении нас: противоречия так глубоки, что ухудшение отношений к нам со стороны одного государства почти всегда ослабляет вражду к нам другого государства. Так, успех Германии в Лиге Наций, отдаляющей Германию от Рапалло, означает неудачу Польши в Лиге Наций и тем самым способен ослабить вражду Польши к нам.

В этой механике бывают, однако, свои приливы и свои отливы. Сейчас приходится сказать, что усиление вражды к нам одних государств идет гораздо резче, чем ослабление вражды других, так что получается активное сальдо враждебности.

 

Заявление Пилсудского «ни ссоры, ни войны» (15 декабря).

Польский министр Залесский после провала в Женеве 12 декабря говорил в интервью о возможности соглашения с нами о ненападении.

 

Румынии Италия нужна по бессарабскому вопросу. Но Италия против Франции, а Франция нужна Румынии еще больше, чем Италия.

 

Литва. Сперва переворот считался делом рук дзядека (деда). Однако Сметона считается германофилом. Возможность руководящей части в перевороте Англии с целью противопоставить Литву большевикам, но не сдавать ее Пилсудскому.

 

Польша. Франция сейчас скорее умеряет политику Польши по отношению к нам. Англия умеряет политику Польши по отношению к Германии. Англо-французский антагонизм затрудняет политику Польши на Запад, как и на Восток, подобно тому, как итало-французский антагонизм улучшает положение Румынии в бессарабском вопросе.

Польше нужен заем в Америке. Америка против авантюр — конечно, в Литве, а не в Никарагуа и в Мексике.

 

Может ли Пилсудский пойти на возвращение Германии Коридора в обмен на Литву? Это один из вопросов, от которого зависит успех окружения.

Вопрос о Коридоре — ничтожный вопрос с точки зрения всей вообще судьбы нынешней Европы. Но европейский вопрос весь запутан такого рода мелкими петлями. Польский коридор, этот высший продукт версальской мысли, дает только наиболее постыдное, глупое и злобное выражение всей нынешней европейской путаницы.

Конечно, Италия может ратифицировать захват Бессарабии. Конечно, Англия с Францией могут вынудить Польшу принять Литву за коридор. Каждое из этих противоречий разрешимо путем компромисса. Но самих противоречий очень уж много. И каждое из них цепляется за другое и тянет его за собою. Удастся ли их преодолеть?

 

Румыния сближается с Италией. Это отдаляет ее от малой Антанты и ведет к полному окружению Югославии.

Л. Троцкий

15 января 1927 г.