Предложение американскому редактору.

Письмо в редакцию американского журнала, одним из редакторов которого в то время был профессор Джеймс Бернам. Перевод с английского на русский: Ф. Крайзель.

Редакции журнала Symposium.

Господа,

В июльском номере вашего журнала появилась статья о первом томе моей «Истории Русской революции», и в подстрочной заметке на стр. 379 пишется:

«Правдивость заявлений о фактах, датах, цитатах и пр., дело другое, но по бóльшей части у меня нет возможности проверить их. В своей ссылке Троцкий деятельно участвует в оппозиции. Мне сообщили, что он намеренно поставил неверную дату под некоторыми цитатами и утаил некоторые факты, в целях поддержать свои аргументы против Сталина. В этой книге он, без сомнения, правильно или неправильно, рисует Сталина и Каменева стоящими далеко от Ленина, и гораздо ближе к соглашателям, чем они хотели бы признать».

Ваша статья в целом написана с большой симпатией. Это тем более делает невозможным игнорировать эту заметку. Я не претендую на идеальное бесстрастие в отношении политических друзей или врагов — тем менее, на чью то веру в мои голословные утверждения. Но ваша заметка говорит о гораздо большем, чем о неизбежной пристрасти политического борца. Ваши осведомители доложили вам, что автор исторической книги «намеренно поставил неверную дату под некоторыми цитатами и утаил некоторые факты, в целях поддержать свои аргументы против Сталина». Я осмеливаюсь утверждать, что ваши осведомители зашли слишком далеко. Я не стану настаивать, что характер моей «Истории» — которому большинство критиков не отказало в ответственности или скрупулезной осторожности — исключает такие подозрения. Общие выводы психологического типа также не убеждают. Но я делаю вам следующее предложение: Не могли бы вы, редактор, запросить ваших осведомителей ясно указать вам, какие «важные цитаты» я неверно датировал и какие факты я сознательно утаил?

С моей стороны, я обещаю предоставить все необходимые объяснения. Если это не будет сделано — а я осмеливаюсь наперед утверждать, что это не будет и не может быть сделано — вы будете в силах убедиться, и показать вашим читателям, что предвзятые осведомители ввели вас в заблуждение.

Имею честь,

Лев Троцкий