Письмо А.Д.Кауну.

18 июня 1933 г.

Дорогой Александр Давыдович!

С запозданием отвечаю на ваше письмо от 6 мая.

По соглашению с нью-йоркскими друзьями я обратился официально к здешнему американскому консульству с просьбой о визе в С[оединенные] Штаты на два-три месяца с научными целями. Прилагаю копию своего обращения. Она не предназначена для печати, но она поможет вам ориентироваться в общем направлении дела. Истмен пишет, что он пустит мое письмо в газету лишь в том случае, если окажется, что без содействия «общественного мнения» администрация визы мне все равно не даст.

Соображения насчет того, что момент сейчас «неблагоприятный», кажутся мне неправильными. Нет никакого основания надеяться на то, что у властей не будет в дальнейшем хлопот. Между тем новая администрация окончательно утратит «свежесть», т.е. свое единственное преимущество перед старой администрацией.

Насчет русского «Бюллетеня» я написал своевременно в Париж. Надеюсь, что вы уже получили последние номера. «Бюллетень» сейчас выходит реже из-за денежных затруднений. На всякий случай посылаю вам одновременно с этим письмом последний номер «Бюллетеня».

Признаюсь, я не читал книги Вильямса о русской революции и не имел ее под руками во время своей работы. Весьма возможно, что я неполно осветил эпизод с телефонной станцией; несмотря на то, что я использовал все доступные русские материалы, эпизод этот остался для меня самого несколько туманным. Я был бы очень рад уточнить его в новом издании.

Ваши замечания насчет рецензии Вернадского заинтересовали меня, и я достал оттиск из «Каррент Хистори». Должен сказать, что фактическая сторона рецензии вызвала у меня возмущение: с какой неряшливостью иные цеховые ученые пишут о событиях, фактах и датах революции! На нескольких страничках у Вернадского несчетное число ошибок!

Л.Д.Троцкий