Интервью Берлина, «Jewish Periodical», New York.

Вопросы журналиста по имени Берлин были написаны врукописную плохим почерком, некоторые слова, неразборчиво — /И-R/.

Германия

1) Что предлагаете для успешной борьбы против гитлеризма?

2) Какое влияние можеть иметь ооо в этой борьбе?

3) Способна ли еще немецкая социал-демократия вести рабочих в борьбе против гитлеризма?

4) Способна ли еще Коммунистическая партия Германии под данным руководством вести рабочий класс Германии в успешной борьбе с гитлеризмом?

5) Если социал-демократия и Коммунистическая партия Германии не способны больше играть революционную роль в борьбе рабочего класса против фашизма, то какая организация сыграет эту роль и даст руководство рабочему классу в данные критические для него ?

6) Чем могут американские рабочие помочь в борьбе немецкого пролетариата с фашизмом?

 

Советская Россия

1) Что, по Вашему мнению, принудило в данный момент Соединенные Штаты Северной Америки начать переговоры о признании Советской России?

2) Не думаете ли Вы, что отказ Сталина от интернациональной революционной перспективы и [её] замена политикой национального социализма (формулированная, как теория социализма в отдельной стране) имела большое влияние на изменение курся ряда капиталистических стран — в частности, Соединенных Штатов Северной Америки — по отношению к Советской России?

3) Улучшит ли признание Соединенными Штатами Северной Америки международное положение Советской России?

4) Если да, чем?

5) Улучшит ли это материальное положение рабочих Советской России и тем разрешит больной вопрос продовольствия, вызванный по Вашему мнению неправильной политикой Сталина?

6) Правда ли, что Вы того мнения, что настоящая политика Сталина подготовляет почву для контрреволюции?

7) Если да, то чем это объясняете?

8) Чем могут американские рабочие помочь предотвратить эту опасность?

 

Соединенные Штаты Северной Америки

1) Какое Ваше мнение о NRA, и что может это дать американскому рабочему классу?

Ответы Троцкого

Что нужно для успешной борьбы с гитлеризмом? Прежде всего надо понять, что это большая и трудная задача, которой нельзя разрешить одними лишь средствами коммерческого бойкота. Вопрос разрешится внутри Германии. Внутренние противоречия гитлеровского режима велики, но они могут найти два разных выхода: война или революция.

В случае войны, которую Гитлер упорно и систематически подготовляет, судьба режима будет связана с судьбой войны. Но всякому мыслящему человеку ясно сейчас, что в новой войне может погибнуть не только фашизм, но и культура Европы. А это была бы слишком дорогая цена!

Предотвратить войну может только революционное низвержение режима наци. В этом смысле я и говорю, что вопрос о Гитлере будет решен внутри Германии. В противоположность легкомысленным чиновникам Коминтерна, я не жду скорой революции в Германии. Катастрофа, которая обрушилась на германский пролетариат, слишком грандиозна. Разбиты не только его организации, но и его политические надежды. После таких страшных поражений народные массы нуждаются в значительном сроке, чтобы снова собраться с силами.

Одновременно пойдет создание новой пролетарской партии. Вы спрашиваете, не могут ли сохранить свое историческое место социал-демократия и компартия? Нет, не могут. Рабочий класс прощает своим вождям многие ошибки, но он не может простить и не простит чудовищных преступлений социал-демократии и позорного банкротства так называемой компартии. Вся история свидетельствует, что революционная партия, оказавшаяся несостоятельной в большом историческом испытании, сходит со сцены или, по крайней мере, теряет руководящую роль. Немецкий пролетариат будет собирать свои ряды под новым знаменем. Он будет строить новую партию и участвовать в строительстве нового Интернационала.

Этим я вовсе не хочу сказать, что вся предшествующая работа социал-демократии и компартии попросту вычеркивается из истории. Миллионы и миллионы рабочих социал-демократов и коммунистов мучительно размышляют сейчас над всем, что произошло, и вырабатывают себе, опираясь на свои старые знания, новый образ мыслей. Эта невидимая, подпольная работа происходит на заводах, в тюрьмах и в концентрационных лагерях. Не случайно же три миллиона голосов, под небывалым еще в мировой истории политическим террором, ответили вчера Гитлеру: нет! Число это будет расти. Революционные борцы будут крепнуть и закаляться. Не так быстро, как мы бы хотели, но с железной необходимостью Германия идет навстречу величайшей революции.

 

Чем могут — спрашиваете вы — американские рабочие помочь борьбе немецкого пролетариата с фашизмом? Главная помощь может и должна состоять в борьбе с фашизмом на почве самой Америки. Немцы составляют значительную часть населения Соединенных Штатов. Гитлер хочет превратить их в закваску для американского фашизма. Трудящиеся массы Америки должны с величайшим вниманием следить за этим процессом. Надо, чтобы каждый американский рабочий сказал себе: мы не дадим фашистам поднять голову! Мало сказать — надо сделать. Надо окружить кольцом оборонительных боевых организаций каждый очаг фашистской заразы. Надо беспощадно пресекать в корне каждую попытку фашистов завладеть улицей, разгромить газету или разогнать собрание.

 

Национал-социализм неразрывно связан с погромным антисемитизмом. Для еврейской части населения США вопрос о развитии фашизма в Америке имеет, таким образом, кровное значение. Надеяться на то, что американская «конституция» является сама по себе гарантией против фашизма, было бы чистейшим ребячеством. Пример Италии и особенно Германии должен же чему-нибудь научить взрослых людей. Только массовая борьба против фашизма способна приостановить его развитие. В этом смысле еврейское трудящееся население Америки может ждать действительной защиты только от мощного развития рабочего движения в Соединенных Штатах.

Л.Троцкий

13 ноября 1933 г.