В редакцию газеты «Vida».

Я искренне благодарю редакцию «Vida» за сделанное мне предложение высказать свое мнение о задачах мексиканского учительства. Мое пока еще слишком недостаточное знакомство с жизнью этой страны не позволяет мне сформулировать конкретные практические суждения. Но есть одно общее соображение, которое я позволю себе высказать здесь.

В отсталых странах, к которым принадлежит не только Мексика, но в значительной мере еще и нынешний СССР, деятельность учителя есть не просто профессия, а высокая миссия. Задача культурного воспитания состоит в пробуждении и развитии критической личности в угнетенных и придавленных массах. Необходимым условием для этого является критически развитая личность самого учителя. Кто не имеет твердо выработанных убеждений, тот не может быть наставником народа. Вот почему тоталитарный режим во всех его видах — в государстве, в синдикате, в партии — наносит непоправимые удары делу культуры и просвещения. Там, где убеждения предписываются сверху, как военная команда, учитель теряет духовную личность и не может внушать ни детям, ни взрослым уважения и доверия к своей проповеди. Так обстоит сейчас дело не только в фашистских странах, но и в СССР. Экономические основы, созданные Октябрьской революцией, еще, к счастью, не разрушены окончательно. Но политический режим уже полностью получил тоталитарный характер. Советская бюрократия, изнасиловавшая революцию, хочет, чтобы народ считал её непогрешимой. Эту задачу: обманывать народ по примеру попов она возлагает на учителя. Чтобы задушить в нем голос критики, она вводит тоталитарный режим в профессиональном союзе учителей. Поставленные во главе союзов полицейские чиновники поднимают бешеную кампанию клеветы и травли против всякого критически мыслящего учителя, как против контрреволюционера, «троцкиста» и «фашиста». Кто не сдается, того душит ГПУ. Мало этого. Советская бюрократия стремится распространить тот же режим на весь свет. Она имеет во всех странах своих агентов, которые пытаются насадить тоталитарный режим внутри профессиональных союзов других стран. Такова самая страшная опасность, угрожающая делу революции и культуры, особенно в молодых и отсталых странах, где население и без того слишком привыкло подчиняться феодальной, церковной и империалистической команде.

Наиболее горячее пожелание, которое я могу высказать, состоит в том, чтобы мексиканское учительство не допустило в своем профсоюзе тоталитарного режима с его свитой лжи, клеветы, травли и удушения критической мысли. Только честная, лояльная, идейная борьба может обеспечить выработку твердых продуманных убеждений. Только вооруженное такими убеждениями учительство способно завоевать незыблемый авторитет и выполнить свою высокую историческую миссию.

Л.Троцкий

Пацкуаро, 10 июля 1938 г.