Леон Жуо и Ломбардо Толедано.

Несравненный Леон Жуо на пацифистском конгрессе в Мехико кричал: «Мы собрались для борьбы с фашизмом, а не с империализмом». Это значило: надо помешать Гитлеру захватить французские колонии, но нельзя мешать французским рабовладельцам «мирно» грабить своих колониальных рабов. После капитуляции Франции и Англии перед Гитлером Жуо нашел новое, свежее и верное средство спасения: созвать международную конференцию… разоружения. «Не исключая и Гитлера», — прибавляет этот несравненный анархо-империалист. К сожалению, Жуо очень похож на хитрого зайца, который рекомендует волку отправиться вместе с ним к дантисту для удаления клыков. Таким постыдным финалом заканчивается многолетняя пацифистская кампания Москвы! Во сколько десятков миллионов долларов обошлись русским рабочим все эти банкеты, конгрессы, парады, путешествия Леонов Жуо и пасторские послания Ромэна Роллана?

Толедано в «Футуро» начал вежливо и осторожно отмежевываться от Жуо, — после того, как мексиканские сторонники Четвертого Интернационала опубликовали неожиданно для Толедано отзывы Ленина о Жуо (неожиданно — ибо Толедано не имеет никакого понятия ни о Ленине, ни о Марксе). Может быть, однако, Толедано соблаговолит ясно и точно ответить рабочим: в чем именно и с кем он сходится? В чем и с кем расходится? Одобряет ли политику Сталина? Какова вообще его программа?

Ручаемся заранее: Толедано не ответит ни на один из этих вопросов. Почему? Ему нечего ответить. Он гол, как король Андерсена.

Л.Д.Троцкий

22 октября 1938 г.