Минус на минус дает плюс.

На английском и некоторых других языках эта заметка Троцкого названа «В защиту права на убежище. Ответ г-ну Толедано» — /И-R/

В своей речи в Беяс Артес 8 ноября Толедано заявил: «… Я не сошел с ума, и никогда не заявлял, будто Троцкий во время нефтяного конфликта предлагал всеобщую стачку…». Надо думать, что отчет о речи в «El Popular» отредактирован самим оратором с необходимой тщательностью. По категоричности своей приведенное заявление не оставляет желать ничего лучшего: «Если я не сумасшедший… » Попробуем, однако, проверить господина Толедано.

В газете «El Universal» от 31 мая 1937 г. в отчетах о речи Толедано на публичном митинге говорится: «Мы не будем следовать по пятам тех, кто объявляют себя крайне левыми и желают увлечь нас на всеобщую стачку. Мы не будем следовать Троцкому, который представляет собой контрреволюцию. Всеобщая стачка является ударом по правительству».

В четырех газетах мы встречаем ту же самую фразу. Ясно, что отчет имеет если не официальный, то официозный характер. Ни отчет в целом, ни интересующая нас фраза, в частности, никогда не были отвергнуты г. Толедано.

В этих самых газетах напечатано было мною 26 июня 1937 г. опровержение, в котором говорится: «Господин Толедано в серии заявлений приписывает мне различные действия, вмешивающиеся в политическую жизнь Мексики (в частности, например, призыв ко … всеобщей стачке). В этих заявлениях нет ни крупицы правды».

И после этого Толедано не выступил с опровержением. Понадобилось полтора года, прежде чем г. Толедано в своей новой речи счел нужным заявить, что он «не сумасшедший» и что подобных утверждений он не делал. Он неправ и на этот раз. Факты и тексты говорят другое. Опровержения г. Толедано, как видим, отличаются той же точностью, что и его утверждения. Но минус на минус дает плюс.

Толедано не желает расследования своих обвинений посредством беспристрастной комиссии. Взамен этого он сам начал опровергать себя. Я лично не имею возражений против этого метода и охотно принимаю к сведению, что обвинять меня в стремлении вызвать всеобщую стачку против правительства генерала Карденаса могут только сумасшедшие. Прибавлю лишь, что и другие выдвинутые против меня обвинения имеют ту же ценность.

Л.Д.Троцкий

10 ноября 1938 г. Койоакан