Жуо и Толедано.

Леон Жуо (Leon Jouhaux) — вождь французского про-сталинистского профобъединения;
Ломбардо Толедано (Vicente Lombardo Toledano) — вождь мексиканского про-сталинистского профобъединения. — /И-R/

Несравненный Леон Жуо телеграфировал несравненному Ломбардо Толедано грозный запрос: правда ли, что правительство Мексики собирается сдавать нефтяные концессии Японии и другим фашистским странам? Ведь это означало бы усиление военной мощи фашистов и новые катастрофы на мировой арене; мирные города в пламени, тысячи жертв и пр. Толедано голосом провинившегося школьника ответил: «Нет, нет, никогда Мексика таких концессий не даст!» Еще совсем недавно тот же Толедано клялся: «Нет, никогда Мексика не будет продавать свою нефть фашистам; Англия не сможет прожить без мексиканской нефти!» и пр.

Эти господа думают, что пустой декламацией можно разрешить жизненные экономические проблемы! Если бы у Толедано было хоть немного — не говорим революционного смысла, но хотя бы национального достоинства (а гражданину угнетенной страны не мешает запастись национальным достоинством) — он ответил бы Леону Жуо пинком ноги. Жуо есть прямой агент французского и британского империализма. Франция вслед за Британией бойкотируют мексиканскую нефть, чтобы поддержать империалистических собственников против полуколониальной страны. И Франция, и Бельгия применяют авиацию для усмирения освободительных движений в своих колониях. Как смеет Жуо в этих условиях разевать рот? Бороться против фашистских и вообще империалистических злодейств, в частности против обстрела мирных городов, могут и должны честные рабочие и крестьяне, не запятнавшие себя ни прямо, ни косвенно участием в подобных преступлениях. Но Жуо, цепная собака империалистического капитала, — как смеет он выступать в качестве учителя и цензора Мексики?

Дело в том, что Жуо знает, с кем имеет дело. Он смотрит на Толедано не как на представителя рабочих масс угнетенной страны, а как на агента французского (увы, покойного) «Народного фронта», т.е. как на второстепенного агента «демократического» империализма. И Жуо не ошибается!

Л.Д.Троцкий

Февраль 1939 г.