Предложение из Шанхая.

18 марта 1939 г.

Дело идет о судьбе Чэнь Дусю (С.), вождя китайской компартии, который в 1927 г. перешел на сторону Левой оппозиции и возглавлял группы китайских оппозиционеров. Чэнь был арестован Гоминьданом в 1932 г., и выпущен из тюрьмы через пять лет в тяжелом состоянии здоровья. За Чэнем также охотятся сталинцы и японские милитаристы. Сторонник оппозиции, Ф., проживающий в Китае, предложил организовать выезд Чэня. Возможны были два пути: легальный, с позволения властей, и подпольный.

Письмо было написано по английски и подписано именем одного из секретарей Троцкого. Перевод наш.

— Искра-Research.

Предложение товарища Ф. представляется мне правильным, если у товарища С. нет возможности покинуть свою страну с официального разрешения правительства. «Дружеское» давление на китайские власти, возможно, и дало бы желаемые результаты; но если оно не удастся, правительственный надзор станет более жестким и, таким образом, уменьшит его возможности покинуть Китай. Вот почему я предлагаю подготовить два пути одновременно, а именно:

(1) Немедленно создать в Нью-Йорке конфиденциальную комиссию с целью изучения возможностей отъезда К. из Китая как можно быстрее без какого-либо официального вмешательства; немедленно собрать деньги для этой цели и так далее. (2) В то же время начать кампанию «дружественного» давления на китайские власти через либералов, радикалов и видных деятелей нашего собственного движения.

Например, некоторые мексиканские интеллектуалы с именами (Диего Ривера, Хуан О'Горман и другие) могли бы посетить китайского посла здесь и представить письменную петицию примерно следующего содержания:

 

«Мы, нижеподписавшиеся, и многие из наших друзей, искренние и ревностные друзья Китая в его борьбе за освобождение против японского империализма. Нас лично интересует судьба С., которого мы знаем как честного человека и искреннего патриота.

«Мы не принадлежим к сталинскому лагерю. С другой стороны, мы понимаем причины сотрудничества между китайским правительством и Москвой. Это сотрудничество создает очень сложную ситуацию для С., делая невозможным для него даже вести публичную борьбу в пользу Китая. Мы узнали об этой ситуации от заслуживающего доверия иностранного корреспондента, искреннего друга Китая».

«Позвольте нам настаивать перед китайскими властями, что если г-н С. приедет за границу, он может быть очень полезен в международной кампании левых элементов, особенно рабочих, против гнета японского империализма. Военная ситуация на Дальнем Востоке указывает на то, что великая битва будет длиться долго, со взлетами и падениями. Необходима систематическая и настойчивая мобилизация международного общественного мнения. В такой кампании роль независимых левых элементов может иметь наибольшую ценность для китайского народа. Официальные коммунистические партии известны как инструменты Москвы. Поэтому их влияние ограничено. Г-н С. известен как независимый китайский революционер. С его знаниями и помощью мы, несомненно, могли бы оказать важные услуги такой международной кампании.

«Мы не хотим скрывать еще одну мысль, которая нас беспокоит. В разных странах московское ГПУ стремится уничтожить все те левые элементы, которые критически относятся к методам Кремля. Мы знаем из авторитетных источников, что г-н С. записан в черный список ГПУ. Под тем или иным предлогом он может быть убит на территории Китая, и тогда ГПУ попытается возложить ответственность за такое преступление на китайские власти. Мы уверены, что в Соединенных Штатах жизнь г-на С. могла бы быть лучше защищена от возможного покушения на нее со стороны ГПУ.

«Вот причины, г-н посол, что побуждают нас вмешаться в это дело с чувством искреннего сочувствия к вашему народу в его героической борьбе против империалистического вторжения».


Аналогичное, но не обязательно идентичное письмо должно быть составлено в Штатах и подписано соответствующими лицами, а также в Англии и Франции.

Документ такого рода был бы предупреждением китайским властям, хотя и далеко не абсолютной гарантией жизни С. Такой документ не может нанести ущерба положению C. в Китае, особенно если не терять времени и подготовиться также к другой версии.

Искренне ваш,

В. Т. О'Брайен [Троцкий]