Набросок для журнальной статьи.

Этот набросок-реклама большой будущей статьи был написан Троцким на английском языке и послан в редакцию журнала Liberty. Редактор согласился приобрести статью, и она была написана и опубликована 27 января 1940 г. под названием «Гитлер и Сталин; как долго это протянется?» На русском языке Троцкий опубликовал свою статью в «Бюллетене Оппозиции» под названием «Двойная звезда: Гитлер — Сталин». Перевод с английского наш.

— Искра-Research.

15 ноября 1939 г.

Звезды-близнецы имеют либо чисто оптический, либо физический характер. Вопрос в том, представляют ли Гитлер и Сталин физическую или оптическую звезду-близнеца? Гитлер настаивает на первом, Сталин пытается навязать второе. Гитлер прав — в течение следующего периода у нас будет настоящая звезда-близнец с Гитлером в качестве главной звезды и Сталиным в качестве спутника.

Фундаментальной характеристикой европейской и, следовательно, мировой ситуации в настоящее время является то, что все мосты к миру сожжены. Впереди нас ждет долгая и безжалостная война. Как раз в тот момент, когда неизбежность такой войны стала очевидной, Коминтерн сделал резкий поворот в своей политике от слащавых фраз о защите демократии и мира к лозунгу мировой революции, от которого отказались пять лет назад (Молотов, Димитров, Браудер и др.). Создается впечатление, будто Кремль готов использовать войну и те потрясения, которые она неизбежно спровоцирует, для «советизации» Европы — и не только Европы. Именно это впечатление и хочет распространить Сталин. Именно с этой целью Димитрову, Браудеру и другим приказано надеть хмурые маски. Вся мировая пресса вторит этому повороту. На самом деле Сталин хочет продать тому, кто больше заплатит, те революционные молнии, которые он вытащил из подвала и которыми он теперь размахивает в кулаке, точно так же, как он продал «защиту демократии» Гитлеру за часть Польши и роль опекуна прибалтийских стран. «Молнии» — это блеф. Тот, кто верит в них, окажется обманутым, как были обмануты Лондон и Париж во время переговоров с Москвой.

Прежде чем война породит революцию, она породит спекуляции на революции. Даже консервативный Чемберлен строит свои планы на своего рода монархо-демократической революции в Германии. Вместо бомб он сбрасывает листовки. Поразительно, как мало государственные деятели извлекли уроков из опыта последней войны и насколько они слепы к величайшим событиям истории — войнам и революциям. Верить в то, что в Германии возможна «умеренная», «разумная», «консервативная» революция против Гитлера, так же абсурдно, как верить в то, что можно было удовлетворить Гитлера Судетскими горами. В Германии возможна только социалистическая революция. В отличие от Чемберлена, Сталин это понимает и ее боится.

Тоталитарный режим по самой своей сути — это железный обруч на бочке со взрывчаткой. Тоталитарный режим необходим там, где внутренние противоречия достигли точки невыносимого напряжения. Вот почему мы можем предвидеть, что в серии революций, которые война не может не спровоцировать, тоталитарные страны будут первыми в списке. Фантастично представить, что Германию можно было бы советизировать из Москвы, как маленькую и отсталую Галицию. Чтобы разорвать обруч национал-социализма, потребуются огромные взрывы. Миллионы людей будут приведены в движение. А революции заразительны. В цепи политических режимов сталинская диктатура — одно из самых слабых звеньев.

Но перед революцией будет война. В течение следующего периода Сталин останется сателлитом Гитлера. В течение предстоящей зимы он, по всей вероятности, не предпримет никаких шагов. С Финляндией он заключит компромисс. Он будет искать другой, более важный компромисс с Японией против Соединенных Штатов. Пока военное положение Гитлера остается благоприятным (а так будет в любом случае в течение первого года войны), Сталин будет довольствоваться тем, что уже достигнуто. Если и когда Германия окажется в трудной ситуации, а это неизбежно, но не так близко, Сталин попытается освободиться от Гитлера. Он, например, советизирует Прибалтику и, возможно, попросит независимости гитлеровской Польши, чтобы советизировать и ее, и он может стать активным на Балканах.

Однако все это — лишь последние конвульсии двух тоталитарных режимов. Военный крах Гитлера неизбежно спровоцирует революцию в Германии, и ее последствием станет свержение сталинской олигархии в СССР. Уже на этом раннем этапе эти два события кажутся наиболее вероятной материализацией кровавого хаоса.


Этот набросок, конечно, будет дополнен положительными датами, конкретными иллюстрациями, некоторыми личными характеристиками и так далее. Объем статьи составит от 3000 до 3500 слов.

Л. Троцкий