Заявление мексиканским полицейским властям.

Милостивый государь!

Запоздание с этим документом вызвано частыми перерывами работы в связи с расследованием.

Я писал эти страницы с полной свободой, как если бы я их писал для самого себя. Опасаюсь однако, что некоторые существенные мысли высказаны только в виде коротких намеков, без доказательств. Недостатка в доказательствах у меня нет. Но я не хотел слишком удлинять документ.

Прибавлю здесь и одно соображение, которое ввиду его недостаточно обоснованного характера я не решился включить в текст меморандума.

Расследование производится одновременно разными полицейскими организациями не в сотрудничестве, а до известной степени в конкуренции друг с другом. Может быть, в этом имеется и положительная сторона. Но мне пришлось наблюдать больше отрицательную сторону такого параллелизма. Отрицательная сторона состоит не только в том, что расходуется много лишних сил на одну и ту же работу, но и в том, что в процессе соперничества каждая группа стремится выдвинуть какую-либо сторону дела в противовес другой группе и создает таким образом свою собственную, иногда искусственную, конструкцию. Мне приходилось сталкиваться в числе расследователей с людьми наблюдательными, умными и способными. Но мне казалось иногда, что их работа не объединена на основе общего плана, разделения функций и периодической проверки добытых ими сведений под руководством одного лица, охватывающего проблему в целом.

Я наблюдал, однако, только маленькую часть всего следствия, притом как заинтересованная сторона; возможно поэтому, что мои впечатления были односторонними.

Этот документ имеет, разумеется, неофициальный характер и ни в коем случае не предназначен для публикации. Я посылаю Вам его в двух экземплярах. Вы можете сделать из них то употребление, которое найдете нужным.

Примите и пр.

Л.Троцкий

9 июня 1940 г., Койоакан, Д.Ф.