Едкий совет «племянникам».

Письмо было написано Троцким на английском языке эзоповским языком, чтобы пройти через военную цензуру. «Племянники», это два руководителя французской оппозиционной группы, Раймонд Молинье и Пьер Франк; «отец» и «семья» обозначали Троцкого и Четвертый Интернационал. Молинье и Франк и их группы в 1930-е годы прошли через череду разрывов и сближений с ядром ЧИ. После сталинского покушения 24 мая они написали письмо Троцкому выражая свою солидарность с ним и намерение снова войти в Интернационал. Международный Секретариат ЧИ решил отложить на год принятие их группы. Во время войны Молинье бежал от Гитлера в Латинскую Америку; Франк был интернирован в Англии, а к концу войны возглавил французскую группу ЧИ.

Перевод на русский язык — наш.

— Искра-Research.

Дорогие племянники:

Я получил ваши письма от 25 мая вовремя, но я не понял практической цели вашего послания ко мне. Можно понять, что вы хотите примириться со своим отцом и всей семьей. Конечно я был бы рад выступить посредником в таком деле. Но вы должны понимать, что после моих предыдущих попыток, которые так плачевно кончались по вашей вине, я в десять раз более осторожен, чем раньше. К сожалению, ваше письмо не рассеивает мои сомнения. Вы говорите, что каждый сделал свои выводы из опыта, что этот опыт, возможно, не одинаков для всех, но ничто не может помешать всем прийти к правильным выводам в будущем. Это крайне расплывчато. Семья вашего отца имеет свои традиции, свои правила поведения, и гордится этими традициями и правилами. Я не верю, что ваш отец был бы готов изменить свои концепции и методы для примирения с вами. Каждый член семьи имеет право выдвигать предложения, выражать свои идеи и защищать их. Ваши родители достаточно терпимы, но если вы хотите жить и действовать заодно со всей семьей, вы должны быть верны ей, особенно сейчас, в трагические времена, в которые мы живем.

Если бы вы сделали этот вывод с самого начала, серьезно и определенно, тогда искреннее примирение не представляло бы никаких трудностей, и я был бы рад вступить в прямые переговоры с вашим отцом по этому вопросу; но только на этих условиях. Я надеюсь, вы согласны, что, поступая так, я руководствуюсь исключительно вашими интересами и интересами нашей семьи в целом.

С наилучшими пожеланиями,

Ваш дядя Леон