ГПУ и Коминтерн. — Два письма.

Письмо Голдману.

Это письмо Алберту Голдману, американскому адвокату Троцкого, было продиктовано секретарю на английском языке. Голдман уже свыше года вел переговоры с Гарвардским университетом о продаже архивов Троцкого — черновики и копии статей, дневники, корреспонденцию, вырезки из периодической прессы, коллекции газет и журналов и пр. Эти архивы хранятся в специальной Хогтонской библиотеке в Гарварде, и сегодня доступны исследователям. Голдман также помогал Троцкому в сборе материалов для его большой статьи «Коминтерн и ГПУ» (см. часть 1, часть 2).

Это письмо многократно публиковалось в собраниях сочинений Троцкого на английском и других языках. На русском оно появляется впервые в нашем переводе. — /И-R/— /И-R/

17 июля 1940 г.

Дорогой друг:

Архивы отправлены [в Гарвард] сегодня утром на поезде. Мы также информируем мистера Меткалфа об этом вопросе.

Показания Джозефа Зака* будут иметь огромное значение. Пожалуйста, оформите их в форме свидетельского показания. Необходимо, чтобы в тексте документа Джозеф Зак представился как бывший видный член Коминтерна и так далее.

* Joseph Zack Kornfeder (1898—1963) видный американский коммунист и функционер Коминтерна. Его жена и сын остались в СССР, и в начале 1930-х годов стали фактическими заложниками ГПУ. Зак в 1934 г. вышел из компартии и некоторое время склонялся к сторонникам Троцкого. Впоследствии он порвал с коммунистическим движением и выступил с разоблачением Коминтерна и ГПУ, включая перед Комитетом Дайеса 30 сентября 1939 г. — /И-R/

Мой тезис состоит в том, что все наиболее интимные функции Коминтерна перешли за последний период в руки ГПУ. Может ли Джозеф Зак сказать что-нибудь по этому конкретному вопросу, основываясь на личном опыте?

Нельзя ли получить аналогичное письменное показание под присягой от Бенджамина Гитлоу? от Кривицкого? от Юджина Лайонса?

* Benjamin Gitlow (1891—1965) — видный коммунист, сторонник правой оппозиции Лавстоуна. После исключения из официальной партии в 1929 г. возглавлял группы правых коммунистов. Разочаровался в марксизме, в 1939 г. дал показания перед Комитетом Дайеса и стал врагом социализма, написав книгу разоблачений «I Confess: The Truth About American Communism».

Walter Krivitsky (1899—1941) — Вальтер Германович Кривицкий — опытный военный разведчик, раскрыл, между прочим, в июле 1936 г. связь нацистской Германии с Японией. Он и его близкий друг Игнатий Рейсс в 1936-37 гг. увидели, что Сталин ведет СССР к катастрофе. Игнатий Рейсс в июле 1937 г. объявил о своем переходе к Четвертому Интернационалу и был убит в Лозанне, Швейцарии советскими агентами. Кривицкий бежал во Францию, потом в США и пытался связаться с Троцким, чтобы предупредить его. Он был убит советскими агентами, а по другой версии — застрелился в гостинице в Вашингтоне.

Eugene Lyons (1898—1985) — родом из Белоруссии, его еврейская рабочая семья переехала в Нью-Йорк в начале ХХ века. Юджин с юного возраста был социалистом, стал журналистом и уехал в 1920 г. в Италию, потом в Советскую Россию, где стал в 1922 г. редактором иллюстрированного журнала Общества друзей России на английском языке. В 1930 г. он провел двухчасовое интервью со Сталиным, которое было широко распространено в американской прессе. Со временем Лайонс разочаровался в советском режиме и написал две книги разоблачений: «Московская карусель» в 1935 г., и «Задание в Утопии» в 1937 г.

В течение 1929-30-31 годов Коминтерн публиковал финансовые отчеты, в которых важную роль играли субсидии прессе Коминтерна. Здесь у нас есть этот отчет за три упомянутых выше года. Можно ли получить копии таких отчетов, опубликованных за более поздние годы? Есть ли какая-либо информация о финансовом начинании журнала New Masses*?

* New Masses — популярный журнал друзей и сторонников Сталина. — /И-R/

Самые теплые приветствия,

Л. Троцкий.


Вас ждет кровать и тарелка.

Письмо к Джону Райту

По причинам отсутствия американского паспорта и визы Райт не смог навестить Троцкого в Мексике. Это письмо многократно публиковалось в собраниях сочинений Троцкого на английском и других языках. На русском оно появляется впервые в нашем переводе. — /И-R/

17 июля 1940 г.

Дорогой друг:

Мы с Натальей, а также все домочадцы были глубоко разочарованы тем, что вы не смогли приехать сюда. Мы надеемся, что вы обязательно урегулируете свою юридическую ситуацию и что ваша первая поездка будет в Мексику. В нашем доме вас ждут кровать и тарелка.

Мы много раз говорили с товарищем Антуанеттой о вас, о товарище Эдит и Тиле, и теперь мы немного лучше знакомы с вашей семьей.

* Antoinette Konikow (1869-1946) — Антуанетта Коникова — родилась в России и в молодости в Швейцарии стала членом группы Плеханова «Освобождение труда». Эмигрировала в США в 1893 г. и поселилась в Бостоне, где стала известным врачом и активистом феминистского движения, и членом марксистской Социалистической Рабочей партии. Была одним из учредителей Социалистической партии, а потом, Коммунистической партии. Внутри КП она в 1927—28 гг. выступила за Троцкого и была исключена. Была руководящим членом Левой Оппозиции и Соц. Рабочей партии. Эдит — дочь Антуанетты, была замужем за Джоном Райт. Тил — сын Эдит и Джона. — /И-R/

Возможно, вы знаете, что El Popular, Futuro, где редактором служит Ломбардо Толедано, и газета Коммунистической партии, La Voz de Mexico подали на меня иск за «клевету», потому что я показал перед судом, что им платит ГПУ. С юридической точки зрения обвинение не имеет под собой оснований, и они никогда не смогут выиграть дело, но я хочу быть вооруженным как можно лучше. Посылаю вам копию моего письма товарищу Голдману - возможно, в ваших неисчерпаемых архивах есть какая-нибудь интересная информация.

С самыми теплыми приветствиями

от Натальи и от меня,

Вашего Старика [Льва Троцкого]