«Вопросы быта»

Эпоха «культурничества» и ее задачи


От редакции

Ниже Троцкий описывает предысторию книги. Добавим, что совещания с рабочими-агитаторами произошли в мае-начале июня. Летом 1923 г. Троцкий лечился в течение почти трех месяцев в Кисловодске. Вынужденный отойти от дел, он написал серию статей о вопросах рабочего быта, о современной литературе и искусстве. Из них выросли эта книга и книга «Литература и революция». После победы сталинской фракции Троцкому поставят в вину, что он, мол, отлынил от своей прямой работы наркомом военных дел и занялся маловажными вопросами о водке и культурной речи. Впрочем, Сталин предъявит Троцкому и более серьезные обвинения, и через несколько лет сделает преступлением чтение всех его книжек.

— Искра-Research.


Авторское предисловие

Для того, чтобы эта книжка была понятнее, нужно в двух словах рассказать ее историю. Мне казалось, что в нашей партийной библиотеке не хватает небольшой брошюрки, которая бы в самой популярной форме связывала для рабочего-середняка воедино явления и факты нынешней переходной эпохи, устанавливая правильную перспективу и тем самым являясь орудием коммунистического воспитания. Чтобы проверить себя, я обратился к секретарю Московского Комитета т. Зеленскому с просьбой собрать небольшое совещание агитаторов-массовиков, на котором можно было бы обменяться мнениями по вопросу о способах и литературных средствах нашей пропаганды.

Совещание сразу перешло за границы первоначального замысла. Поднятые на совещании вопросы семьи и быта захватили всех участников за живое. В течение трех заседаний, длившихся в общем десять-двенадцать часов, были если не обсуждены, то, по крайней мере, затронуты и частично освещены различные стороны нынешней переходной жизни рабочих и способы нашего воздействия на рабочий быт.

По предложению участников совещания, мною между первым и вторым заседаниями были формулированы в письменном виде вопросы, на которые от ряда участников поступили письменные же ответы, причем некоторые из ответных листов явились результатом опять-таки небольших совещаний в районах. Беседы наши, с агитаторами Московского Комитета стенографировались. Вот эти-то стенограммы вместе с анкетными ответами и легли в основу настоящей книжки. Разумеется, материал этот крайне недостаточен. К тому же обрабатывать его пришлось чрезвычайно спешно. Но задача моя и не состояла в том, чтобы всесторонне осветить рабочий быт, его эволюцию и способы воздействия на него, а в том, прежде всего, чтобы поставить вопросы рабочего быта, как предмет внимательного изучения.

Предлагаемая здесь читателю книжка ни в каком случае не есть та популярная брошюрка, мысль о которой явилась исходной точкой работы. Эту брошюрку я еще постараюсь написать, если не помешают обстоятельства. Настоящая же книжка предназначается в первую голову для членов партии, для руководящих элементов в профсоюзах, в кооперативах и культурно-просветительных организациях.

В приложении я даю наиболее значительные и интересные выдержки из анкетных ответов и из стенограмм нашего совещания. Читатель, пожалуй, поступит правильно, если начнет чтение с этого именно приложения. Этим, во всяком случае, будут избегнуты возможные неясности, которые могли бы явиться результатом того, что в тексте я, по соображениям экономии времени и места, избегал приводить цитаты и ссылки.

4 июля 1923 г.

 

К 2-му изданию.

Второе издание значительно дополнено по сравнению с первым отчасти старыми статьями, непосредственно относящимися к вопросам быта, главным же образом — статьями последних дней. Я выражаю здесь благодарность товарищам, откликнувшимся на мой призыв о присылке своих замечаний, предложений и других материалов на тему о вопросах быта. Далеко не все эти материалы мною использованы. Но работа не закончена. По самому существу своему она может иметь лишь коллективный характер — все более и более широкого захвата.

Некоторые мудрецы пытаются, насколько знаю, противопоставить культурно-бытовые задачи задачам революционным. Такой подход нельзя назвать иначе как теоретической и политической пошлостью. В статье по поводу пролетарской культуры («Правда» № 207) мы говорим:

"Как ни важно и жизненно необходимо наше культурничество, оно целиком стоит еще под знаком европейской и мировой революции. Мы по-прежнему солдаты на походе. У нас дневка. Надо выстирать рубаху, подстричь и причесать волосы и первым делом прочистить и смазать винтовку. Вся наша нынешняя хозяйственно-культурная работа есть не что иное, как приведение себя в некоторый порядок меж двух боев и походов. Главные бои впереди, — и, может быть, не так уже далеко. Наша эпоха не есть еще эпоха новой культуры, а только преддверие к ней".

Чем более широкий, систематический и деловой характер будет иметь наша хозяйственная, как и наша культурническая работа, тем успешнее разрешим мы те большие задачи, которые не за горами. Второй прибой не будет ни в каком отношении простым повторением первого, а потребует от нас во всех областях несравненно более высокой подготовки и квалификации. Сюда относится прежде всего и более глубокое понимание рабочими массами тех перспектив жизнестроительства, которые по-настоящему откроет в полном объеме только победоносная международная революция.

9 сентября 1923 г.

Содержание:

I. Газета и ее читатель.
II. Не о «политике» единой жив человек
III. Чтоб перестроить быт, надо познать его
IV. Водка, церковь и кинематограф
V. От старой семьи — к новой.
VI. Семья и обрядность
VII. Борьба за культурность речи
Приложение: Вопросы и ответы о рабочем быте