Китай

Печатается по копии, хранящейся в Архиве Троцкого в Гарвардском университете, папка bMs Russ 13 Т-933 — /И-R/

1. Взгляд наш на недопустимость вхождения ком. партии Китая в Гоминдан остается полностью в силе. Принадлежность эта связывает самостоятельность классовой партии пролетариата. Компартия является нелегальной не только в областях, занятых милитаристами, но и в областях кантонского правительства. При миллионном профдвижении, при десятках миллионов, втянутых в революционную борьбу, она не имеет собственного органа. Коммунисты выступают под собственным знаменем только в самых исключительных случаях. Все движение идет под знаменем Гоминдана. Это положение приведет к тому, что при повороте верхушки Гоминдана направо не будет организационного стержня для масс, отходящих от Гоминдана. В этом положении вся наша тактическая линия должна покоиться на стремлении к переходу от совместной гоминдановской партии, в которую входит компартия — к блоку самостоятельной компартии с Гоминданом.

2. Но если этот переход мог, в период сравнительного затишья, произойти просто, путем решения компартии, то такой простой выход из положения теперь невозможен. В движении находятся миллионные массы, бастующие под знаменем Гоминдана, сражающиеся под знаменем Гоминдана, ведущие национально-освободительную войну под знаменем Гоминдана. Все действия Гоминдана, точнее говоря, его правого крыла и части военных, направлены против интересов масс в защиту интересов помещиков и капиталистов, как и луи-блановская политика ЦК Гоминдана, еще не создали в массах сдвига против Гоминдана, не создали понимания необходимости особой классовой партии пролетариата и беднейшего крестьянства. Компартия является пока что для широких рабочих масс, а тем более для крестьян, организацией несамостоятельной, подсобной. Это делает необходимым, не выдвигая в данный момент публично лозунга выхода из Гоминдана, подготовлять этот выход выходом компартии из подполья, т.е. открытым выступлением коммунистов на публичных собраниях, издаванием, везде, где это можно, коммунистических газет, открытой критикой всякого шага гоминдановского правительства и его частей, направленного против интересов рабочих и крестьян, и национальной революции.

3. Эта критика должна быть заострена на ряде практических лозунгов, а именно: а) долой арендную плату, б) долой принудительный арбитраж, полная свобода классовой борьбы, 8-часовой рабочий день, в) обложение крупной буржуазии в пользу создания банка для поддержки картелей кустарей и мелких ремесленников.

Вся задача нашей критики и политических лозунгов должна состоять в стремлении доказать рабочим, крестьянским массам и городской бедноте, классовый характер кантонского правительства, не решившего перейти от буржуазной политики хотя бы к мелкобуржуазной.

4) Китая переживает теперь переход от блока трех классов — буржуазии, крестьянства и пролетариата — к блоку пролетариата и крестьянства. Переход этот совершается в грандиозной классовой борьбе, развертывающейся во всем Китае. Он требует при преследовании задачи выкристаллизовывания самостоятельной пролетарской партии , способной руководить движением, самого сугубого внимания к формам перехода от теперешнего вхождения в Гоминдан к блоку с ним, дабы мы ошибками в этой области не помогли, хотя бы только на известное время, связать мелкую буржуазию с крупной. Это могло бы означать поражение китайской революции на ряд лет.

3 марта 1927 г.

К. Радек