История Совета Рабочих Депутатов

Слово редакции «Искра-Research» читателю

Памяти Арама Тер-Мкртчянц
Предисловие 1906 г.

Н. Троцкий — Совет и революция

А. Кузовлев (С. Зборовский) — Как возник Совет

Г. Хрусталев-Носарь — История Совета Рабочих Депутатов (до 26-го ноября 1905 г.)

Введение
Октябрьская стачка и возникновение Совета Рабочих Депутатов
До манифеста 17-го октября
Конституционная эра
Демонстрация 18-го октября
Ликвидация октябрьской стачки
Самооборона
Восьмичасовой рабочий день
Ноябрьская стачка
Опять восьмичасовой рабочий день
Мобилизация революционных сил
Комиссия безработных
Состав, функции и политическая физиономия Совета Рабочих Депутатов
Исполнительный Комитет
Отношение к Совету правительства, буржуазии и рабочих
Истекшее десятилетие (1914 1924 гг.)

В. Звездин — Последние дни Совета

С. Введенский — Ноябрьская забастовка

А. Симановский — Пролетариат и свобода печати

Б. Петров-Радин — Борьба за восьмичасовой рабочий день

П. Злыднев — У графа Витте

Н. Немцов — На металлическом заводе Растеряева

А. Симановский — Как печатались «Известия Совета Рабочих Депутатов»

М. Киселевич — Союз рабочих печатного дела

Н. Троцкий — Совет и прокуратура


История Совета Рабочих Депутатов

 

Эта книжка-сборник статей является коллективным отчетом руководителей Петербургского Совета Рабочих Депутатов о деятельности Совета осенью 1905 года. Написаны статьи в тюрьме, в месяцы после ареста Совета царским правительством.

Троцкий редактировал сборник, написал для него Памятку, Предисловие, ведущую и заключительную статьи. Ведущая статья Троцкого «Совет и революция» делает сборник больше, чем просто отчетом делегатов об их деятельности перед своими избирателями-рабочими, больше, чем фотографией эпохи.

Его анализ показывает дорогу к будущему. «Совет есть организация пролетариата; — пишет он, — его цель — борьба за революционную власть.»

РСДРП, её фракции; Федеративный Совет РСДРП

РСДРП вошла в 1905 год ослабленная партийным расколом после Второго съезда. Большевики и меньшевики продолжали враждовать и их линии за полтора года значительно разошлись. Хотя, начиная с Плеханова, в социал-демократии была выдвинута идея о гегемонии пролетариата в русской революции, но понимание этой «гегемонии» было довольно абстрактным. Обе фракции определяли будущую революцию как «буржуазную», главные цели которой заключались в свержении самодержавия и установлении демократической республики под правлением буржуазии.

Меньшевики своей целью ставили организовать массовую партию рабочего класса как левую оппозицию в общем с либералами фронте демократической революции. Они участвовали, правда обычно в роли «непрошеных гостей», в «банкетной кампании» либералов осенью 1904 года, носились с идеями «рабочего съезда» и легальных профсоюзов.

Большевики, как и меньшевики, тоже стремятся построить независимую и массовую рабочую партию. По их концепции, в «буржуазной» революции пролетариат заключает союз с мелкобуржуазным крестьянством, а не с крупной буржуазией, и Ленин отказывается до 1905 года ставить перед пролетариатом чисто рабочие цели, например, 8-часовой рабочий день. Большевики настаивают на независимой и ведущей роли пролетариата в революции, организуют вооружение пролетариата и рабочие дружины, но стратегия Ленина повисает в воздухе, поскольку не ведет к завоеванию власти. Мы это видим, в частности, на апрельском (1905 г.) съезде большевиков, когда Красин, подтолкнутый Троцким, поправляет Ленина в ключевом вопросе о «временном революционном правительстве». Мы предлагаем заинтересованному читателю просмотреть главу из нашего сборника «Перманентная революция» о прениях на III съезде в апреле 1905 года.

Внутри российской социал-демократии лишь Троцкий и Александр Парвус ориентировались на возможность взятия рабочим классом государственной власти в результате грядущей революции. В этой перспективе они стояли на самом левом фланге РСДРП. В 1905 году Троцкий выходит в первый ряд русских марксистов. Он раньше других и яснее видел характер и цели Русской революции; он быстрее ориентировался в быстро-текущих событиях, выдвигал нужные лозунги, писал большую часть воззваний и заявлений Совета.

Секретом его яркой роли была выдвинутая им в начале 1905 года идея о ведущей роли пролетариата в этой революции, так называемая «теория перманентной революции». Вместе с Александром Парвусом, Троцкий был на самом левом фланге РСДРП, боролся за мысль, что российский пролетариат должен выдвигать крайние лозунги, — демократическая республика, народовластие, 8-часовой рабочий день, вооружение пролетариата — вести за собой крестьянство и промежуточные слои народа, бороться за власть.

Вот его более позднее (1921 г.) свидетельство о весне и лете 1905 года:

«Как вы знаете, организационно я не входил тогда ни в одну из фракций. В Петрограде я продолжал сотрудничество с т. Красиным и в то же время поддерживал связь с меньшевистской группой. В центре всех дискуссий того времени стояли вопросы о вооруженном восстании, о временном революционном правительстве, о рабочем правительстве, о демократической диктатуре рабочих и крестьян и пр., и пр. Весною меньшевистская группа поддерживала мои тезисы о необходимости подготовки вооруженного восстания и захвата власти временным революционным правительством. Из-за границы, из редакции меньшевистской "Искры", посылались громы и молнии на петербургских меньшевиков. Потом подоспел провал группы. Состав ее обновился, и лозунг захвата власти сменился лозунгом "революционного самоуправления"».

Такие неустойчивые колебания влево, под давлением Троцкого, вправо, под давлением Плеханова, Мартова и Дана, были характерны меньшевикам. В отношении большевиков Троцкий тогда же пишет:

«В результате совещания [нескольких большевиков] мне было предложено изложить точку зрения перманентной революции в применении к аграрному вопросу на собрании петербургских агитаторов партии. Не помню, присутствовали ли на этом собрании только агитаторы-большевики или были также и меньшевики. Помню, однако, что одним из моих оппонентов был тов. Крыленко (прозывавшийся тогда "тов. Абрам"). В общем идея перманентной революции вызвала большое недоумение».

Осенью идейное влияние линии Троцкого-Парвуса на обе фракции социал-демократов было весьма эффективным.


Развернувшееся после Кровавого Воскресенья массовое стачечное движение, крестьянские волнения и восстания в армии и флоте сблизили обе фракции РСДРП. Обе фракции окунулись в массовую борьбу, сблизились на деле в организации стачек, манифестаций. Большевики в апреле, меньшевики в мае, проводят свои съезд и конференцию, на которых определяют задачи пролетариата в грядущей «буржуазной» революции: свержение царизма, Учредительное собрание и установление демократической республики, экспроприация дворянства и церкви в пользу трудового крестьянства, автономия для Польши, Финляндии, Кавказа и т.д.

В очень интересной статье меньшевик Зборовский описывает фракционные разногласия внутри РСДРП и методы их преодоления. Он отмечает, что рабочий класс императивно стремился к объединению и толкал к нему обе фракции социал-демократов. В Петербурге, Москве, Харькове, Риге и других городах были созданы Федеративные Советы РСДРП, объединявшие большевиков и меньшевиков.

Такие Федеративные Советы были особенно нужны в районах, где две фракции социал-демократов имели почти равные силы (Питер, Москва). В других районах, там где комитеты были чисто большевистскими (Урал, текстильщики Иваново), или меньшевистскими (Кавказ), бундистскими, СДКПиЛ и т.д., там одиночки из диссидентского меньшинства попросту присоединялись в действии к главенствующему комитету РСДРП. К слову сказать, мы увидим похожую динамику объединения в первые месяцы 1917 года (см. статью о сближении Ленина и Троцкого).

Мы опускаем рассказ о событиях 1905 года и действиях Совета в пользу статей-рапортов участников этих событий.

Исход Петербургского Совета.

Царское правительство сумело 3-го декабря арестовать Совет, а через неделю-две залить кровью и раздавить забастовку-восстание в Москве. Все же революция в начале 1906 года не была окончательно подавлена. В Петербурге был тайно создан еще один Исполком Совета под председательством Парвуса, и он действовал, но уже подпольно, до января. Используя партизанские методы вышло несколько номеров «Известий Совета». Понятно, что подпольный Совет уже не имел такого влияния, как в октябре и ноябре. По стране продолжались крестьянские восстания; выборы в Первую Думу в марте привели к победе партии кадетов (все социалисты бойкотировали эти выборы); в армии и флоте продолжались волнения. Суд над Советом был несколько раз отложен.

Летом 1906 г. Николай II собрался с духом, отставил полу-либерала Витте (22 апреля) и заменил его Столыпиным на посту министра внутренних дел. 8 июля царь распустил Думу и назначил Столыпина премьером. Хотя новые выборы не приведут к покорному парламенту — Дума 2-го созыва была еще левее, чем 1-го — курс правительства пошел вправо. Суд над Советом был назначен на сентябрь и слушания начались 19 сентября.

После разгрома Красной Пресни и успеха царских карательных экспедиций в подавлении крестьянской жакерии в провинциях меньшевики забили отбой и попятились назад от их революционного энтузиазма осени 1905 года. На IV (Объединительном) съезде РСДРП Мартов и его друзья получили большинство — Троцкий, Роза Люксембург, Парвус и некоторые другие левые отсутствовали — и закрепились в ЦК партии (семь членов ЦК от меньшевиков и их друзей; трое — от большевиков).

К этому времени относится эпизод, связанный с вопросом о том, как членам Совета вести себя на предстоящем суде. В июне Мартов от имени ЦК порекомендовал Троцкому преуменьшать роль Совета и защищаться той фикцией конституции, которую представлял собой Октябрьский Манифест 1905 года. Троцкий убедил других подсудимых — большевиков, меньшевиков и социалистов-революционеров — сохранять общий революционный настрой на суде и вместо защиты заклеймить, перед судом и всем обществом России, преступную роль царизма — расстройство экономики, военную и экономическую отсталость, нищету и культурную отсталость, черносотенные погромы и т.д.

Подсудимые становились обвинителями и выясняли главную цель пролетарской борьбы: достижение демократической республики. Более того, речи всех подзащитных на открытом суде должны были выяснить демократическую суть Совета как представителя и выразителя воли рабочих масс и его роль как квази-правительства: об истории Совета до ареста Хрусталева (26 ноября) должен был говорить Хрусталев, о последних днях Совета и его общем значении — Сверчков, о Совете и РСДРП — Кнуньянц, о Совете и партии социалистов-революционеров — Авксентьев. Троцкий взял на себя самую щекотливую и ответственную тему: об отношении Совета к вооруженному восстанию.

Такое героическое поведение руководителей Совета на суде в сентябре-октябре 1906 г. сыграло свою роль в популяризации Совета.

 

Soviet

Страница из юбилейного фотоальбома по истории ВКП(б), изданного в 1926 году.

 

Память об истории Рабочего Совета 1905 года сыграла ведущую роль в огромном и быстром росте Советов по всей территории России в 1917 году, их централизации и создании всероссийского центрального органа, ВЦИК, в Петрограде и установлении Советской власти осенью того года.