От редакции:
Левая оппозиция
Начиная с 1923 года, мировой пролетариат потерпел ряд тяжелых политических и идеологических уронов: потеря инициативы и срыв революции в Германии в 1923 году, поражение всеобщей забастовки в Англии в 1926 году, разгром Второй Китайской революции от рук Чан Кай-Ши в 1927 г. Эти поражения, равно как и тяжелое наследие экономической отсталости и малокультурности России, позволили консервативному крылу РКП(б) изолировать и победить Левую Оппозицию внутри партии и Интернационала.
К 1928 году, осмысливая эти тяжелые поражения, различные группы коммунистов-оппозиционеров в разных странах начали связываться и переписываться. Особое значение получили написанные Троцким летом этого года труды: "Проект программы Коминтерна, критика основ" и "Что же дальше?" . Эти работы имели программное и определяющее значение для всей мировой оппозиции в Коммунистическом Интернационале. Они были подписаны сотнями сосланных коммунистов внутри СССР и посланы от имени исключенной и преследуемой Левой Оппозиции на адрес Исполнительного Комитета Коммунистического Интернационала. Во время Шестого Конгресса Коминтерна летом 1928 г. они получили полулегальное распространение среди делегатов Съезда, вызвав среди них негласное, но тем не менее, страстное обсуждение.
Следует отметить, что двое из делегатов Конгресса: Джеймс П. Кэннон от Американской КП, и Морис Спектор от Канадской КП, получив по оплошности сталинских организаторов переведенные на английский язык документы Троцкого, были как бы оглушены идейной силой критики, забросили обычную рутину заседаний, стали усиленно изучать документы, и по приезде назад в США и в Канаду, начали организовывать кружки оппозиции вокруг программы Троцкого.
Высылка Троцкого из пределов СССР в январе 1929 г. не изолировала его, как рассчитывал Сталин, а, наоборот, дала ему возможность начать организацию небольших разрозненных групп, кружков и отдельных коммунистов-оппозиционеров в международную организацию, связанную программой и принципами.
В первые годы своего существования, до победы Гитлера в Германии, оппозиция большевиков-ленинцев считала себя фракцией, хотя и нелегальной, внутри Третьего Интернационала, и имела установку на реформу Интернационала, исправление его линии, переорганизацию и очищение его кадров.
Сторонники Левой Оппозиции в течение ряда лет действовали в ряде стран Европы, Америки и Азии в качестве оппозиционной фракции против сталинистского руководства местных компартий. Международная Левая Оппозиция обращалась к передовым рабочим, организованным в коммунистические партии с критикой ультиматистской, сектантской линии Коминтерна. Указывая на опасность фашизма, Левая Оппозиция пыталась объединить коммунистических и социал-демократических рабочих в единый фронт борьбы. Внутри СССР, Левая Оппозиция поддерживала стратегию индустриализации и коллективизации, но указывала что бюрократический метод Сталина, — насильственная коллективизация, не обеспеченная материальными предпосылками, отсутствие предварительной подготовки и плана, бюрократическое подавление независимой критики со стороны масс, полицейское преследование именно той партийной фракции, которая уже несколько лет последовательно указывала на необходимость плановой индустриализации, жестокие меры поголовного раскулачивания, — что эти действия ведут к ослаблению пролетарской диктатуры и подготовляют дальнейшие хозяйственные и политические катастрофы.
Победа Гитлера в начале 1933 г., при полном бездействии миллионных германской социал-демократической и коммунистической партий, обнажила идейное банкротство Коммунистического и Социалистического Интернационалов и многих независимых «коммунистических» и левых организаций. Но с другой стороны, опасность фашизма всколыхнула международное рабочее движение и вызвала к активности различные левые и революционные группы. Началась проверка теоретических и исторических концепций и новое политическое размежевание.
Зарождение Четвертого Интернационала
Победа Гитлера и сдача КП Германии без боя, — при полном молчании бюрократически дрессированного Коминтерна, — вынудили Международную Левую Оппозицию сделать переоценку роли III Интернационала. Заключив, что реформа Коминтерна невозможна, троцкисты изменили свою программу и повели курс на организацию нового, Четвертого Интернационала. Новые преступления сталинизма: с одной стороны, отход от самостоятельной классовой программы к политике реформизма, Народных Фронтов и поддержки статус-кво в Европе, с другой — повальное уничтожение поколения Октябрьской Революции, означали, что Коминтерн погиб для нужд мировой революции и превратился в агенство сталинской бюрократии и мировой реакции. Между сталинизмом и мировым революционным движением протекла река крови преданных и убитых Сталиным коммунистов и рабочих активистов всего мира.
Но хотя Коминтерн стал орудием контрреволюции, социальный строй в СССР не вернулся к капиталистическому режиму. Общественные отношения внутри страны становились все более противоречивыми. Неравенство социальных слоев ширилось, общественное хозяйство было изуродовано в своем развитии в целях обеспечения партийной и государственной бюрократии особыми благами и привилегиями, антинародная полицейская диктатура ужесточалась. Троцкий призывал пролетариат СССР провести политическую, но не социальную революцию, свергнуть сталинскую бюрократию, очистить Советы от мелкобуржуазного засилия реакционных чиновников, исправить плановое хозяйство СССР с точки зрения интересов рабочего класса и трудового крестьянства.
Левая Оппозиция продолжала защиту Советского Союза от международного капитализма. Но ее план коренным образом отличался от прагматического и эгоистичного метода Сталина. Марксисты понимали, что единственный действительный союзник завоеваний Октября — это международный пролетариат, сознательно борющийся за свое освобождение. Защита СССР являлась частью развития и распространения мировой социалистической революции. Как неоднократно выражался Троцкий, методы и тактика этой защиты должны подчиняться главной стратегической цели так же, как часть подчиняется целому.
Место теории перманентной революции в развитии Четвертого Интернационала
Как мы видели из чтения предыдущих материалов сборника, теория перманентной революции была развита Троцким на основе опыта первой российской революции 1905 года и первоначально предназначалась им для выяснения перспектив развития революции именно в царской России. Опыт провалившейся Китайской революции 1925—27 гг. и неудачи в других отсталых и колониальных странах показал, что основные положения этой теории нужно расширить за пределы России.
Вот важнейшие из этих положений (читатель может обратиться к статье «Интернациональная левая оппозиция, ее задачи и методы», написанной за несколько месяцев до письма к Порцсольду):
Независимость пролетарской революционной партии; международный и перманентный характер пролетарской революции, включая также и перманентное развитие пролетарской революции в Советском Союзе; мобилизация масс под переходными лозунгами и политика единого фронта массовых рабочих организаций.
Мы полагаем, что опыт неудачной революционной политики сталинизированного Коминтерна в 1920-е и в начале 1930-х годов показал, что в таком наиболее обобщенном виде теория перманентной революции должна быть распространена не только на отсталые, но и на передовые капиталистические страны.
/И-R/