Из записной книжки.

Ниже мы приводим воспоминание Троцкого о реферате на организационно-партийную тему, с которым он выступал перед колониями ссыльно-поселенцев в Иркутской губернии осенью 1901 г. В ноябре 1903, вскоре после окончания Второго съезда РСДРП, где произошел раскол на меньшевиков и большевиков, Троцкий переписал из записной книжки свои двухгодичной давности воззрения на необходимый централистический принцип партийной организации. Этот фрагмент появился в подглаве «Два слова, вместо заключения» в его статье «Отчет Сибирской делегации».

— Искра-Research.

 

Точная формулировка и обстоятельная характеристика организационных взглядов «меньшинства» — задача ближайшего будущего. Пока же автор ограничится выпиской из своего реферата, написанная им два года тому назад»*.

* Автор был тогда совершенно отрезан от связей с практической и литературной работой. Он не был еще знаком с «Искрой» и не знал о работах ее русской организации. Брошюра тов. Ленина («Что делать?») тогда еще не появлялась. Реферат написан под влиянием отрывочных сведений о весеннем прибое 1901 г. Отправный пункт реферата таков: «Мы оказались, употребляя в сто первый раз это сравнение, в положении тех неопытных магов, которые посредством шаблонных приемов вызвали к жизни громадную силу, а когда понадобилось ею овладеть, оказались банкротами». Выход один: общепартийная организация с Центральным Комитетом во главе. Созванный ad hoc съезд не решает вопроса. Необходимо центр прежде создать, чем провозгласить. Таков ход мыслей этого ненапечатанного реферата. Автор часто и с веселым чувством вспоминает, что некоторые товарищи, находившие два года назад этот реферат «народовольческим» (ввиду его «недемократических» тенденций), ныне столь далеко ушли по пути «централизма», что автор «Отчета» кажется им зараженным «анти-централистическими» предрассудками. Так быстро идет наша родина по пути прогресса. — Л.Т.

«Если какая-либо из местных организаций, говорит реферат, откажется признать полномочия Центрального Комитета, то последний будет имегь силу (NB) и право не признавать этой организации. Он отрежет ее от всего революционного мира, порвав с ней сношения; он прекратить приток к ней литературы и других орудий работы, пошлет на поле ее деятельности свой отряд и, снабдив его всеми средствами деятельности, провозгласит его местным комитетом.

«Но такая “героическая” мера, говорит реферат далее, может иметь лишь исключительное приложение. Как общее правило, применение мер материальной репрессии явилось бы абсурдом: оно означало бы, что Центральный Комитет пытается плыть против общепартийного течения — мечта безнадежная!

«Если же Центр. Ком. будет обладать организационным тактом и пониманием задач движения, конфликты между ним и местными комитетами сделаются невозможностью, ибо, при нормальном развитии дела, распоряжения Центр. Ком. будут лишь формулированием общепартийных запросов… Зорко следя за тем, чтобы местные комитеты шли в ногу с Партией, Центр. Ком. будет однако воздерживаться от всякого вмешательства во внутреннюю жизнь местных организаций».

 

Как ни элементарны эти мысли, но теперь, в наше «централистическое» время, когда…, — их приходится печатать, по крайней мере, курсивом.

Л. Троцкий.