9-е января.

От этого дня революционный пролетариат России ведет свое летосчисление, как христиане — от рождения Христа.

Пятый снег покрыл могилы тех, кто шел 9 январе 1905 г. к царю с петицией — шел и не вернулся… Пять лет. А кажется, будто это было вчера. И в то( же время, оглядываясь на пережитое, хочется спросить: неужели всего пять лет, а не пять десятилетий? Неужели так недавно еще наши петербургские рабочие направлялись со своих окраин к Зимнему дворцу; с церковными хоругвями и царскими портретами — с верой в иконы, с надеждой на царя ? И неужели темный священник со взбалмошной головою мог быть их вождем? Тех самых рабочих, которые несколько месяцев спустя создали Петербургский Совет Рабочих Депутатов и на знамени своем написали: Демократическая Республика!

Великая эта школа — революция. Суеверия, которые накоплялись веками, она разрушает в несколько месяцев, в несколько дней… Стачечная буря 1905 г., восстание «Потемкина Таврического», великая октябрьская забастовка, конституционный манифест, восстание севастопольского флота, декабрьское восстание в Москве, аграрный пожар, первая Дума, свеаборгское восстание, вторая Дума, государственный переворот 3 июня, третья Дума — вот какие события развернулись за это пятилетие. И у преддверья их стоит 9 января.

До 9 января революция была идеей. 9 января она стала плотью и кровью масс.

Революция не освободила рабочих от рабства. Но она освободила, их от ложной веры и ложных надежд. Она сделала их непобедимыми, ибо научила временные поражения рассматривать, как ступени к грядущей победе.

Кровь свою рабочие 9 января пролили не даром. Павшим в этот день вечная память и вечная слава! Нам, живым, они оставили в наследство завет великий: довести их дело до конца!

 

«Правда» (Венская) № 9, 1 (14) января 1910 г.