На партийную дорогу.
«Правда» № 10, 12 (25) февраля 1910 г.
Последнее общее собрание Центрального Комитета крупнейшим фактом войдёт в историю российской социал-демократии. После нескольких лет организационного развала, идейного разброда и фракционных расколов впервые намечена в единогласно принятой тактической резолюции ясная, простая, общая всем фракциям и течениям линия партийной политики, и сделан решительный шаг на пути собирания партии. Решено перенести Центральный Комитет, как руководящий коллектив, целиком в Россию. Центральный орган перестраивается так, чтобы — в рамках принятой тактической резолюции — дать больше свободы различным партийным течениям и сделать таким образом излишним существующие фракционные органы. Приступлено к практическому растворению фракционных центров в партии. Установлена тесная связь между «Правдой» и Центральным Комитетом. Наконец, постановлено созвать в течение ближайшего полугодия партийную конференцию на широких основах. На партийную дорогу! — этими тремя словами можно выразить смысл всех принятых решений.
Попытка нашего Центрального Комитета освободиться от разъедавших его изнутри фракционных трений и стать во главе всей работы по собиранию партии является фактом первостепенной важности. Отлив «профессиональных революционеров», повышение пролетарской самодеятельности, новые методы партийной работы — всё это систематически подтачивало в течение последних трёх лет старое партийное здание. Организационно-замкнутые фракции, эти государства в государстве, оказывались невыносимо узкой формой для новых запросов движения и распадались. А из-под гнёта контр-революции высвобождался новый партийный тип — сознательный и самостоятельный рабочий-социал-демократ. Лишь в редких случаях он может выступать в качестве «профессионального революционера», — обычно он вынужден оставаться профессиональным слесарем или профессиональным ткачом, — но он неспособен уже жить вне революционно-социалистической атмосферы. В школе контр-революции он понял или почувствовал, что нам нельзя дальше шагу ступить без централизованной политической организации; что тактика наша должна опираться на широкое использование всех легальных и нелегальных позиций, на которые выдвигает рабочих общественные жизнь нынешней России. И наконец, что все различия во мнениях групп и фракций не могут и не должны нарушать единство партийных действий. Центральный Комитет, в свою очередь, убедился что необходимо теперь же, немедленно, выступить со всей решительностью навстречу этому необратимому течению и, опираясь на здоровую творческую тягу к партийности, направить все личные силы, все идейные и материальные средства партии к воссозданию социал-демократии на широких пролетарских основах. Заслуга Центрального Комитета в том и состоит, что всеобщим смутным стремлениям выбраться на широкую партийную дорогу он придал точную и законченную форму резолюций, превратив их таким образом в практическую организационную директиву.
Основная тактическая резолюция Центрального Комитета устанавливает, что тактика международной социал-демократии остается революционной по существу своему не только в периоды бурных политических взрывов, но и в эпохи медленного социального развития. Она не упирается ни в баррикаду, ни в прилавок кооператива. Она рассчитана не на момент, а на социально-революционный процесс. Она использует все экономические и политические возможности для сплочения политических масс во имя социальной революции. Дума и нелегальный кружок, открытый съезд и подпольная типография — всё должно быть соподчинено в единстве партийного действия, принципиально социалистического, ибо направленного на развитие классового сознания масс. Во имя этой задачи, к которой российская социал-демократия теперь подошла вплотную в её полном политическом объеме, старые фракции должны быть растворены в партии, которая только при этом условии сможет радикально преодолеть недоверчивое или отрицательное отношение к нелегальной партийной организации в одних кругах, к думской работе — в других. И эта важнейшая резолюция, отвечающая на самые острые вопросы, безбоязненно вкладывающая персты в самые свежие партийные раны, предопределяющая направление всей партийной работы в ближайшей период, принята Центральным Комитетом единогласно. Факт замечательный! Он свидетельствует, что из сложного идейного достояния партии, добытого в теоретической борьбе и фракционных расколах, выделяется чистое золото научного социализма, — из петель и зигзагов, которыми вела нас история, высвобождается отчётливая партийная линия!
Но было бы наивным самоубаюкиванием думать, что резолюция Центрального Комитета исчерпывает задачу. Это важный шаг, но это только первый шаг. Настоящая работа по созданию партии вся впереди. Очертания партийного здания уже ясно вырисовываются, но фракционные леса ещё далеко не везде удалены. И первая, неотложнейшая задача — окончательно ликвидировать фракционную обособленность на местах. Где существуют две параллельные партийные организации или где, в формальных рамках одной и той же организации, существуют фактически враждующие друг с другом «районы», кружки и пр., там необходимо начать с организационного объединения на основе тактической резолюции Центрального Комитета. Сплочение социал-демократов, работающих в профессиональных союзах и всяких открытых обществах в нелегальные ячейки и включение этих последних в общую сеть каждой местной партийной организации — вот вторая задача, представляющая немалые трудности и требующая большого такта во всех тех случаях, где разделение по родам оружия («легальная» и «нелегальная» работа) осложняется разделением по фракциям. Тактическая резолюция Центрального Комитета и здесь должна сыграть большую роль, как политическая основа организационного «собирания». Укрепление местных комитетов, натягивание общепартийных связей, создание сильного партийного центра в России, созыв авторитетной общепартийной конференции — всё это задачи, которые Центральным Комитетом только намечены, только названы по имени. Работа по их разрешению ещё вся впереди.
Наконец — и эту мысль должен отчётливо понять и до конца продумать каждый товарищ, желающие принять сознательно участие в партийном строительстве — вся указанная выше объединительно-организационная работа может успешно и плодотворно совершаться только на основе расширяющейся и углубляющейся агитации по политическим и экономическим вопросам дня. Нельзя представлять себе дело так, будто сперва мы должны создать крепкий партийный аппарат, а затем уже приступать к политической борьбе. Скорее наоборот: непрерывная агитация по всем очередным вопросам есть основное условия для создания партийного аппарата. Как ни слабы сейчас организации на местах, но многие из них уже показали, что могут вести работу даже при нынешнем партийном развале (издавать листки, местные органы, вести кружки и собрания и пр.). Вот эту то работу нужно выполнять, не покладая рук, ибо лишь в меру её успешности сможем мы достигнуть и всех других целей. Только широкая социалистическая агитация, сочетающая думскую трибуну с подпольный прокламацией, способна совершенно убить как легализм, во что бы то ни стало, поворачивающийся спиной к нелегальной партии, так и мнимо-революционное пренебрежение к думской трибуне. Только опираясь на местную работу, руководя ею, сообщая ей планомерный характер, объединяя её в политических компаниях общего государственного масштаба, может наш Центральный Комитет развернуться в действительного руководителя пролетарской партии. Та общепартийная конференция, подготовка которой стоит теперь в порядке дня, приобретёт серьезное значение лишь постольку, поскольку будет представлять живые партийные организации, ведущие политическую агитацию на местах. Наконец, только политическая работа широкого размаха может совершенно очистить партийную атмосферу от микробов недоверия, подозрительности и вражды, вымести вон последние следы фракционного хозяйства и создать те условия взаимного уважения и нравственной солидарности, вне которых партия — не мать, а мачеха.
Влиятельные представители всех фракций и течений партии обнаружили много доброй воли, намечая на заседаниях Центрального Комитета пути партийного объединения. Но залог партийного единства не в доброй воле вождей, а в контроле социалистических масс. Организовать этот контроль, мобилизовать социалистическое общественное мнение пролетариата на защиту партийного единства, шпалерами стать вдоль наметившейся партийной линии, чтобы охранять её от всяких групповых и кружковых атак — такова обязанность передовых рабочих, вождей своего класса.
Служить выработке социалистического общественного мнения масс — основная задача, которую «Правда» поставила себе с самого начала. Рабочая газета — это орган партийной воли перед лицом масс. Но если партийная воля расщеплена, тогда рабочей газете не легко уберечься от обвинений во фракционности и даже — от подлинного вырождения во фракцию. Тем важнее, тем ценнее для нас объединительные мероприятия Центрального Комитета. Они создают партийные рамки для партийной работы. Задачи «Правды», её направление остаются такими же, как были до сих пор. Но внутрипартийные условия её существования и влияния теперь несравненно благоприятнее. Скромную долю ответственности, падающую на «Правду» в настоящий момент партийного строительства, когда физиономия партии определяется на ряд лет, мы охотно и безбоязненно принимаем на себя. Что сможем, мы сделаем. На ближайшее будущее партии мы смотрим бодро и с надеждой. Верим и знаем, что не далёк тот день, когда эхо масс снова подхватит заглушенный реакцией клич:
Да здравствует Российская Социал-демократическая Рабочая Партия!