К международному социалистическому конгрессу в Копенгагене.
«Правда» № 12, 3 (16) апреля 1910 г.
В номере 8-м «Правды» мы напечатали порядок дня интернационального социалистического конгресса, который соберётся в августе этого года в столице Дании — Копенгагене. Призывая всех партийных товарищей, всех сознательных рабочих заняться подготовкой к конгрессу, мы со своей стороны обещали дать ряд статей по вопросам, намеченным в его порядок дня. Первую вступительную статью мы посвящаем общей характеристике старого и нового Интернационала. — Ред.
I. Старый и Новый Интернационал.
«Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» — Этот боевой клич несётся из края в край и охватывает весь мир, как грозное объявление войны капиталистическому строю насилия и эксплуатации и, в то же время, как светлое прозвище социалистического братства людей. Он выражает самую душу современного рабочего движения: международную солидарность пролетариата.
Сам капитализм сковал под одной общей цепью своих рабов-пролетариев по всей земле. Но для восставших на борьбу эти общие цепи порабощения стали узами братства, — и борщи полита всех стран, всех наций почувствовали себя одной великой, мировой армией труда, сплочённой вокруг общего знамени. И что особенно важно — эта международная солидарность пролетариата не осталась просто чувством, а претворилась в дело и нашла свое воплощение в Интернационале — в международной организации пролетариата.
Уже составленный Марксом и Энгельсом в 1847 году «Коммунистический Манифест», впервые провозгласивший лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» — был выпущен международным «Союзом коммунистов», который формулировал общую задачу всемирного рабочего движения: — «свержение буржуазии, господство пролетариата, уничтожение старого общества, основанного на классовых противоречиях, и создание нового общества без классов и без частной собственности».
Удары, посыпавшиеся на пролетариат после кровавого подавления европейских революций 1848 года, положили конец и «Союзу коммунистов». Но лишь только в начале 1860-х годов пробудилось рабочее движение, он снова воскрес, на более широком основании, в виде Интернационала («Международного товарищества рабочих»). Интернационал впервые объединил в международную пролетарскую организацию значительные слои рабочих всех капиталистических стран. В Англии и Франции, в Швейцарии и Бельгии, в Германии и Италии, в Испании и Италии, в Соединенных Штатах Америки — повсюду раскинулись его разветвление секции, повсюду он стал связываться профессиональными союзами, рабочими кооперативами, просветитель обществами, повсюду стал руководить стачечный и политической борьбой пролетариата, Пробуждая в рабочих всех стран чувство международной солидарности, объединяя их для взаимной поддержки, показывая им общую цель и общий путь к этой цели.
Путь этот — классовая борьба пролетариата. Но в то время рабочее часто попадались ещё на удочку примирение интересов пролетариата и буржуазии. Надо было провести резкую грань между обоими лагерями и определи формы и средства классовой борьбы. Это и сделал Интернационал, душой которого был основатель научного социализма — Карл Маркс.
Освобождение рабочего класса есть дело самих рабочих и является не местной, не национальной, но социальной задачей, существующей во всех странах, где существует современные общество.; Социальные освобождения пролетариата является той великой целью, которой всякое политическое движение должно быть подчинено, как средство; великая задача трудящихся классов — завоевание политической власти: пролетариат должен вмешаться не только во внутреннюю, национальную политику, но и во внешнюю, интернациональную — таковы были основные положения, с самого начала выставленные Интернационалом. Введение восьмичасового рабочего дня и запрещение ночного труда, уничтожение постоянного войска и всеобщего вооружение народа, замена косвенных налогов прямыми и обобществления земли — каковы были требования, выдвинутые на первых же конгрессах Интернационала, явившихся миру невиданное зрелище международного парламента рабочих. И замечательно, что почти одновременно первым женским конгрессом информационно такие же требования были выставлены на конгрессе американских рабочих в Балтиморе, постановившего также присоединиться к Интернационалу: это наглядно показало, что верный классовый инстинкт сам собою направляет рабочие движение всех стран в одно общее русло.
Интернационал первый оценил экономическую и политическую борьбу, как две стороны одного и того же движения, и признание этого легло в основу всей его деятельности. Он внёс сигнальную службу для английских тред-юнионов, доставляя им сведения о положении в других странах и мешая привозу иностранных штрейкбрехеров. Но он также руководил борьбою английских и бельгийских рабочих за всеобщее избирательную праву. Наряду вопросом об организации международных профессиональных союзов и общим исследований условий труда, он обсуждает на своих конгрессах и вопрос о поведении рабочих всех стран в случае войны из занимая передовые революционные посты в восстании парижской коммуны.
Значение Интернационала в том и заключается, что он явился первой попыткой международного пролетариата вмешаться в самую гущу жизни и завоевать себе всестороннее влияние на истории. Он был не заговорщически обществом, а классовой организации. От имени нового класса Интернационал объявил войну старому буржуазному обществу и открыто, на виду всех, занялся на своих конгрессах обсуждением плана пролетарской кампании…
Основанный в 1864 году, Интернационал вскоре после Франко-прусской войны и разгрома Парижской Коммуны в 1871 году — распался. Не столько вследствие правительственных преследований, обрушившихся на него почти во всех странах Европы, не столько даже вследствие внутренних раздоров и расколов, внесённых анархистами с Бакуниным во главе, сколько потому, что движение, создавшее Интернационал, скоро переросло его рамки. Интернационал не умер — он распался лишь для того, чтобы продолжать жить в могучих рабочих организациях отдельных стран.
Пока Интернационал охватывал только передовой слой пролетариата, главным образом рабочую интеллигенцию, для него ещё было возможно руководить всем движением из одного центрального пункта — из Лондона, где заседал Генеральный Совет. Но с ростом массового движения, обострение политической борьбы, центр тяжести естественно перенёсся на рабочие партии отдельных государств.
В ближайшие после распада Интернационала годы почти во всех странах Европы возникли социал-демократические партии. Борясь каждая в первую голову против собственного правительства и собственной буржуазии, они в то же время все чувствовали себя объединёнными общими целями и общими средствами пролетарской классовой борьбы. И самый ход жизни с каждым днём все сильнее толкал их к восстановлению организованной связи между рабочими всех стран, к восстановлению Интернационала.
Буржуазный мир вступал в высший период своего развития. Капитал организовывался в международные тресты и картели, против которых пролетариату необходимо было сорганизовать международные-же профессиональные союзы. Империализму буржуазии, её мировой политике грабежа и кровопролитий, пролетариат должен был противопоставить свою мировую политику — мира и социализма.
И не прошло 15 лет после распада Старого Интернационала, как из костей его вырос Новый Интернационал, собравший под красное знамя социализма миллионную армию мирового пролетариата. В 1889 году, в столетнюю годовщину взятия Бастилии, собрался в Париже первый конгресс нового Интернационала. Все промышленные государства, в том числе и Америка, прислали представителей. Немецкие рабочие, несмотря на господствовавший тогда в Германии исключительно закон против социалистов, выбрали 85 делегатов, которые явились в Париж, чтобы протянуть руку своим французским братьям в то самое время, когда официальная Германия и официальная Франция лихорадочно, наперерыв друг перед другом, вооружались. Так первый конгресс нового Интернационала явился демонстрацией той несокрушимой международной солидарности пролетариата, о которую бессильно разбивается вся националистическая травля буржуазии. И эта солидарность была ещё более укреплена последующими конгрессами*. Внешним выражением её стал ежегодный первомайский праздник, установленный Новым Интернационалом в знак общности интересов рабочих всех стран и как всемирная демонстрация в пользу восьмичасового рабочего дня, мира и классовых требований пролетариата.
* В Брюсселе (1891 г.), Цюрихе (1893 г.), Лондоне (1896 г.), Париже (1900 г.), Амстердаме (1904 г.), и Штутгарте (1907 г.). — Ред.
Уже первая майская демонстрация в 1890 г. показала, что Новый Интернационал действительно обнимает массы пролетариата. Куда только ни проникал капитализм, всюду, как тень, за ним следовал Социалистический Интернационал. И последние социалистические конгрессы насчитывали уже до тысячи представителей пролетариата нескольких десятков наций из всех частей света: из Европы — от Стокгольма до Мадрида, от Лондона до Петербурга; из Северной Америки и Австралии; из Боливии и Аргентины, Канады и Британской Колумбии, из Японии и Индии. От 8 до 10 миллионов пролетариев стоят под знаменами Нового Интернационала.
К участию в международном социалистических конгрессах допускаются:
«1. Представители всех групп, которые стремятся к превращению капиталистического строя собственности и производства в социалистический и необходимым средством для достижения этой цели считают участие в законодательстве и парламентскую деятельность. — 2. Все профессиональные организации, которые, хотя и не участвуют как таковые, в политической борьбе, все же признают необходимость политической и парламентской деятельности. Анархисты таким образом исключены».
Уже из этого пункта устава видно что базис (основу) Нового Интернационала составляют как политические, так и профессиональные организации пролетариата. Новому Интернационалу удалось также осуществить международное объединение профсоюзов. По его инициативе, в целом ряде профессий союзы организовали международные секретариаты и устраивают международные конгрессы (на международном конгрессе горнорабочих в 1907 году были представители шести стран от 1.637.000 рабочих, на конгрессе рабочих по металлу — представители 11 стран от 500.000 рабочих, на конгрессе каменщиков — представители 13 стран от 428.000 рабочих и т.д.). Кроме того, в каждой стране профсоюзы объединены в общее Центральное Бюро, и представители центр. учреждений всех стран регулярно собираются на международные конференции и постоянно сносятся между собой через посредство общего международного секретаря. Последний же поддерживает постоянную связь с секретариатом Международного Социалистического Бюро. Так корни интернациональности сплетаются и создают несокрушимую мощь Нового Интернационала.
Стоит просмотреть протоколы международных социалистических конгрессов, чтобы увидеть, какими бесконечными нитями связан Новый Интернационал со всем современным рабочим движением. Здесь мы находим ответы на все важнейшие вопросы, выдвинутые классовые борьбой пролетариата. Резолюции о рабочем законодательстве, восьмичасовом рабочем дне, профсоюзах, муниципальной борьбе, милитаризме, колониальной политике, эмиграции, трестах, женском равноправии, участии социалистов в министерстве, всеобщей стачке — все эти решения, продиктованные совокупным опытом мирового рабочего движения, как яркий факел освещают пролетариату тернистый путь его классовый борьбы.
Целый ряд вопросов, (как например об эмиграции), может быть разрешен только на интернациональной основе. С каждым шагом капиталистического развития область международных отношений возрастает. Даже битвы труда с капиталом начинают перерастать рамки отдельного государства. А империализм сплетает в один беспорядочный клубок противоречивые интересы всех капиталистических государств. И капиталистический мир подходит все ближе к социальной революции.
Естественно, что и значение Социалистического Интернационала с каждым днём возрастает. Не только пролетариат, но и всё угнетённое человечество начинает видеть в нём свою единственную надежду. На амстердамский конгресс явился из далёкой Индии восьмидесятилетней старец Дадабгай Наороджи проси для угнетённых Англией индусов симпатии и поддержки международного пролетариата. И идёт ли речь об угнетении индусов и буров английским правительством, или поляков, евреев и финнов русским царизмом, или армян турецким султаном, — Социалистический Интернационал всегда подымает свой голос против угнетателей.
Против старого мира кабалы, хищничества и варварства встал новый мир — человечности, братства и социализма.
Он идёт к победе исполинскими шагами.
Когда в 1906 году на международный социалистический конгресс в Лондоне впервые явились представители рабочих социал-демократических организаций России, при общем ликовании конгресса была принята резолюция, приветствующая вступление российского пролетариата в Социалистический Интернационал. И таким же ликованием встречались на каждом из следующих конгрессов отчёты русских делегатов о безостановочном победном шествии социализма в России. Революционная борьба российского пролетариата всегда встречала в Интернационале самое живое сочувствие, самую деятельную поддержку.
Теперь, когда рабочие России начинают оправляться от ударов контрреволюции, начинают собирать силы для новой борьбы, они должны особенно дорожить своей связью с мировым рабочим движением. И если исключительный закон против социалистов не помешал в свое время нашим немецким товарищам участвовать в международных социалистических конгрессах, то и русских рабочих никакие Столыпины не смогут помешать послать свое представительство на Копенгагенский конгресс Социалистического Интернационала.