Копенгагенский конгресс.

«Правда» № 16, 3 (16) апреля 1910 г.

Лев Троцкий был делегатом на этом конгрессе Социалистического Интернационала, проходившего с 28 августа по 3 сентября 1910 г. Ленин, Троцкий, Мартов, Р. Люксембург и другие представляли собой левый фланг Интернационала.

— Искра-Research.

Теснее ряды — к новой борьбе.

Открывая копенгагенский конгресс, председатель международного социалистического бюро Вандервельде указал на один глубоко знаменательный факт: удары кризиса и реакции, с такой свирепостью обрушившиеся на пролетариат в предшествовавший конгрессу период, не смогли все же расстроить организованных периодов пролетарской армии. Из 33-х государств, примыкающих к Социалистическому Интернационалу, только в 4-х — России, Финляндии, Аргентине и Венгрии — пришлось со времени предыдущего Штуттгартского конгресса отметить больший или меньший упадок движения, вызванный совершенно исключительными условиями. Во всех же остальных странах пролетариат сумел и годы кризиса использовать для укрепления своих организаций, чтобы при первых же признаках подъёма быстрыми шагами перейти из обороны в наступление.

Копенгагенский конгресс и совпал с этим переломным, переходным моментом — от кризиса к подъему. И основная его задача, естественно, заключалась в том, чтобы, подведя и итоги пережитому периоду кризиса, извлечь из него уроки для начинающей уже развёртываться новой борьбы.

Работы конгресса отличаются богатством делового содержания: достаточно указать на резолюции о кооперативах и профессиональном единстве, о борьбе с безработицей и рабочим законодательстве, о милитаризме и международной солидарности. Но в историю Интернационала Копенгагенский конгресс войдёт не только как «деловой»: есть ещё один момент, который придает ему совсем особое значение.

Через главнейшие Копенгагенские резолюции красной нитью проходит одно основное требование: сплочение пролетарских сил. Так, резолюция о профессиональном единстве требует сплочения всех профессионально-организованных рабочих без различия наций в единых для каждого государства союзах; резолюция о международной солидарности выдвигает требование взаимной международной поддержки рабочих в случае стачек и локаутов; резолюция о милитаризме призывает, в случае угрожающей войны, пролетарские партии заинтересованных стран к совместному сплоченному выступлению; резолюция о кооперативах приобщает и эту форму движения к классовой борьбе пролетариата.

Сплочение пролетарских сил — как в рамках каждого государства, так и в международном масштабе — властно диктуется всем новейшем капиталистическим развитием, — чудовищным «сплочением сил» буржуазного общества. Этот именно урок, а не подавленность и замешательство вынес конгресс из тяжелого опыта кризиса. И на пороге нового периода подъёма, пред лицом готовящихся великих битв, он обращается к пролетариату с призывом — теснее сомкнуть свои ряды.

— Теснее ряды — к новой борьбе!


Красный парламент.

В Копенгагене.

Это была величественная демонстрация! 887 делегатов, не считая массы гостей, съехалось на конгресс, — и чувствовалось, что за «международным парламентом рабочих» стоят, действительно, миллионы…

Состав конгресса был такой: из Германии 189 делегатов; Англии 84, Франции 78, Австрии 72, Богемии 36, Венгрии 14, Бельгии 26, Голландии 14, Италии 9, Испании 3, Швейцарии 13, России 38, Польши 17, Финляндии 19, Швеции 86, Норвегии 31, Дании 146, Сербии 3, Болгарии 7, Румынии 2, Армении 4, Соединенных Штатов Сев. Америки 24, Аргентины 1.

Внешняя обстановка, в которой протекала работа конгресса, наложила на него особый отпечаток бодрости. Дело в том, что в политической и общественной жизни Дании удельный вес социал-демократии необычайно велик. Достаточно привести несколько цифр: в этой маленькой стране с населением всего в 212 миллиона душ социал демократическая партия собрала на последних парламентских выборах 100 000 голосов и провела 28 депутатов; 33 социал-демократических органа Дании имеют 120 000 абонентов, и ровно столько же членов насчитывают датские профессиональные союзы. — В самом Копенгагене социал-демократия завоевала себе господствующее положение в городском самоуправлении: до половины гласных и 2 бургомистра из 4-х — социал-демократы.

Ко дню открытия конгресса рабочие со всей Дании массами съехались в Копенгаген. В торжественной демонстрации, устроенной в честь конгресса, участвовала до 150 000 человек. И под непосредственным впечатлением этого привета пролетарских масс конгресс приступил к своей работе.

Резолюция о кооперативах.

Первым пунктом порядка дня конгресса был вопрос о кооперативах. В предыдущем номере «Правды» этому пункту была посвящена специальная статья, и здесь мы можем ограничиться только двумя дополнительными замечаниями.

В основном вопросе о взаимоотношении кооперативов и партии наметились три течения: немецкие кооператоры с т. Эльмом во главе, склонялись больше к «нейтрализму»; бельгийцы (т. Бертран и др.) впадали в обратную крайность, добиваясь в конечном счёте организационного слияния кооперативов с партией; наконец, австрийцы (т. Карпелес и др.) отстаивали среднюю линию, которая в общем и целом и нашла свое выражение в принятой конгрессом резолюции.

Часть чешских делегатов — так называемые «сепаратисты», то есть сторонники выделения чешских профессиональных союзов и кооперативов из обще-австрийских — внесли поправку о допустимости объединения кооперативов не по странам, а по нациям. Конгресс, однако, решительно отверг эту точку зрения.

Важно отметить, что в окончательном голосовании резолюция о кооперативах была принята единогласно. Ввиду большого практического значения её и для России приводим её полностью:

«Принимая во внимание, что кооперативы* не только доставляют своим членом непосредственные материальные выгоды, но и призваны: 1. экономически укрепить рабочий класс и улучшить условия рабочей жизни путём вытеснения посреднической торговли и создания собственного производства применительно к организованному потреблению, и 2. что они призваны также приучить рабочих к самостоятельному ведению дел и тем самым помочь им подготовить демократизацию и социализацию производства и обмена, — Конгресс заявляет:

* Резолюция имеет в виду только потребительские кооперативы. — Ред.

«хотя кооперативное движение само по себе бессильно освободить рабочий класс, оно все же может явиться действительным орудием его классовой борьбы, направленной на завоевание политической и экономической власти в целях обобществления всех средств производства и обмена, — и в использовании этого орудия пролетариат сильнейшим образом заинтересован.

«Поэтому конгресс со всей решительностью призывает всех членов партии и профессионально-организованных рабочих становиться и оставаться деятельными членами кооперативов и вести в них работу в социалистическом духе, чтобы таким образом помешать превращению кооператива из ценного орудия организации и воспитания рабочего класса в средство ослабления социалистической солидарности и дисциплины. Конгресс обязывает поэтому партийных товарищей работать в кооперативах в том направлении, чтобы 1. прибыль шла не исключительно на дивиденды членов, но и на образование фондов, которые, с одной стороны, позволили бы перейти к кооперативному производству, — силами отдельных кооперативов, или же через общества оптовых закупок, — а с другой — дали бы кооперативом возможность заботиться о воспитании и образовании, равно как и материальной поддержке своих членов; 2. чтобы условия платы и труда служащих в кооперативах устанавливались по соглашению с профессиональными союзами; 3. чтобы кооперативные предприятия были во всех отношениях образцовыми; 4. чтобы при закупке товаров принимались во внимание условия труда в частных предприятиях, занятых их изготовлением.

«Должны ли кооперативы, и в какой именно мере, поддерживать политическое и профессиональное движение прямо из своих средств, — это предоставляется решению отдельных кооперативных организаций каждой страны. — Ввиду того, что значение кооперативов для пролетариата тем выше, чем крепче и сплочённее их организация, Конгресс заявляет, что кооперативы, стоящие на почве настоящей резолюции, должны в каждой стране образовывать единый союз. — Наконец, Конгресс заявляет, что интересы рабочего класса в его борьбе с капитализмом требуют, чтобы отношения между политическими, профессиональными и кооперативными организациями становились все более тесными, без того, чтобы этим нарушалась самостоятельность каждой организации».

Профессиональное единство.

Вопрос о профессиональном единстве был в выдвинут расколом в профессиональном движении Австрии. Часть чешских профессионалистов выступила из обще-австрийских («интернациональных») централизованных союзов и стала устраивать свои особые чешские (национальные) союзы с самостоятельным центром в Праге.

Надо заметить, что обще-австрийские союзы к началу 1910 года объединяли 318 719 немецких рабочих, 118 380 чешских, 21 350 польских, 6200 итальянских, 3800 славянских и 1000 русинских. Ясно, что если бы рабочие всех этих наций, нередко работающие рядом на одной и той же фабрике, разбились по отдельным национальным союзам, тогда всё профессиональное движение распылилось бы, потеряло свою сплочённость и силу.

Не вдаваясь в рассмотрение всего австро-чешского конфликта, Копенгагенский конгресс вынес принципиальные решения, раз навсегда отвергающее национальный сепаратизм в профессиональном движении, которое по самому существу своему требует единства.

«Единство профессиональных организаций в каждом государстве, — гласит резолюция конгресса, — составляет существенное условие успешной борьбы с эксплуатацией и угнетением. Всякая попытка разбить общие и единые профессиональные союзы на национально-обособленные части идёт вразрез с постановлением международного социалистического конгресса».

Вместе с тем резолюция специально оговаривает, что «в тех государствах, где встречается несколько языков, единые профессиональные союзы, само собой разумеется, должны считаться с потребностями языка и культурными потребностями всех своих членов».

Интересно отметить, что резолюция о профессиональном единстве была принята — после доклада т. Плеханова — большинством 222 голосов против 5 при 7 воздержавшихся. С поразительным единодушием за неё голосовали и немцы, и славяне (кроме самих чешских «сепаратистов»). Это является лучшим ответом на беззубое облаивание конгресса со стороны таких органов буржуазной печати, как октябристский «Голос Москвы», который по поводу австро-чешского конфликта писал, что — «копенгагенский социалистический конгресс превратился в столпотворение вавилонское. Бог национализма смешал социалистический языки, и им никогда не до чего не договориться». Как раз наоборот: голосование резолюции о профессиональном единстве лишний раз показало, что не «пан-германизм» и не «пан-славизм» руководят пролетариатом, а разбивающий все национальные перегородки пан-социализм.

Другие резолюции.

Тем же духом проникнуты резолюции о международной солидарности и борьбе с милитаризмом. В первой конгресс призывает рабочих всех стран оказывать самую деятельную поддержку своим борющимся товарищам в том случае, если собственными силами они не могут справиться с натиском капитала (как это было, например, во время знаменитого шведского локаута). Резолюция же о милитаризме усиливает ещё соответствующую резолюцию Штуттгартского конгресса, подчёркивая, с одной стороны, обязанность социалистических депутатов в парламентах бороться всеми силами против роста вооружений, а с другой — необходимость решительного сплочённого выступления пролетариата заинтересованных стран для предотвращения угрожающих войн. Как ближайшие требования резолюция выставляет: введение обязательных международных третейских судов, общее разоружение и уничтожение тайной дипломатии. — Рассмотрение поправки тт. Кейр-Гарди и Вальяна, которая в качестве основного средства предотвращения войн выдвигала всеобщую забастовку, отложено до следующего конгресса.

Резолюция о безработице устанавливает неразрывную связь между безработицей и капиталистическим способом производства и затем выставляет ряд ближайших требований, имеющих целью уменьшить это социальное зло и смягчить его последствия. Подробнее об этом мы уже писали в статье о безработице в № 13-м «Правды».

Резолюция о рабочем законодательстве призывает всех рабочих, занятых в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и других отраслях, «сломить сопротивление господствующих классов и завоевать действительную охрану труда посредством неустанной агитации и создания могучих классовых организаций, как политических, так и экономических».

Далее идут резолюции протеста: против похода царизма на Финляндию и Персию, против преследования рабочих организаций в Турции, и Японии, против смертной казни и др. Как отметил докладчик, большая половина этих протестов направлена против контр-революционного царизма…