Партия и национальные организации.

Эта не подписанная статья не принадлежит перу Троцкого, как мы объясняем ниже. Но она помогает понять организационную подготовку Августовской конференции (блока). Троцкий, как мы знаем, был политически близок к Социал-Демократии Королевства Польского и Литовского (СДКПиЛ), партии Люксембург и Тышко. С другой стороны, он долгое время был принципиальным оппонентом Бунда, осуждая последний на 2-м съезде в 1903 г. и позже в грубом оппортунизме. Люксембург, со своей стороны, поддерживала объединительные действия Троцкого и осуждала раскольника-Ленина. Но в этой статье, и в организации Августовского блока, Редакция «Правды» делает реверенс в сторону Бунда и ППС-левицы, этим отталкивая Люксембург, чья партия объединится с ППС-левицей лишь в декабре 1918 года.

— Искра-Research.

«Правда» № 24, 14 (27) марта 1912 г.

К общепартийной конференции.

Революция спаяла разноплеменный пролетариат России. Она широко раздвинула рамки Российской Социал-Демократической Рабочей Партии, собрав под её знамёна массы рабочих не только русских, но и польских, еврейских, латышских, эстонских, грузинских, украинских и других. Ещё в предреволюционный период в самой партии сложился Кавказский Областной Союз и несколько позже, образовалась «Спiлка» — Украинский Союз РСДРП. А в разгар революционной борьбы в партию вошли, на объединительном съезде в Стокгольме (1906 г.), три крупнейшие национальные с.-д. организации, существовавшие до тех пор самостоятельно: Всеобщий Еврейский Рабочий Союз в Литве, Польша и России («Бунд»), Социал-Демократия Латышского Края и Социал-Демократия Польши и Литвы.*

* Бунд принимал ближайшее участие в самом создании РСДРП, но в 1908 году он выступил из неё из-за конфликта, возникшего на почве разногласий по национально-организационному вопросу.

Наряду СДКПиЛ, в Польше существовало ещё Польская социал-демократическая партия П. П. С., сильно пропитанная националистическим духом. В горниле революции она распалась на так называемую «революционную фракцию», вобравшую в себя все националистические и заговорщические элементы, и на П. П. С.-«левицу» ставшую решительно на социал-демократический путь. — Ред.

В битвах революции весь пролетариат России, как класс, независимо от местных, профессиональных и национальных различий, стоял лицом к лицу с одним общим врагом. То была азиатская государственная власть, централизованная, как нигде в мире, сосредоточившая в своих руках все орудия подавления и угнетения и поддерживающая свое господство над народами России — национальной травлей. То был, с другой стороны, концентрированный и объединённый всероссийский капитал.*

* Здесь видно перо не-Троцкого: один «общий враг», или два? Троцкий гордится своим ясным изложением. В этот период он страдает, скорее, от чрезмерного педантизма. — /И-R/

Эта обстановка борьбы властно диктовала и пролетариату форму его организации. Против натиска капитала — централизованные профсоюзы, охватывающие в каждой отрасли производства всех рабочих без различия национальности на всём протяжении государства. И для борьбы за реформы в интересах пролетариата, и для завоевания государственной власти — единая для всего государства сплочённая и централизованная социал-демократическая партия.

На этих принципах (началах) в общем и целом и была построена объединённая РСДРП. Не договорный союз (федерация) самостоятельных национальных партий, а одна единая партия всероссийского пролетариата, в которой национальные части пользуются автономией (самоуправлением) во внутренних делах — в вопросах агитации и организации — лишь в пределах общепартийных решений. Более того, Социал-Демократия Латышского Края и Социал-Демократия Польши и Литвы вошли в Партию не как национальные организации в собственном смысле, а как территориальные — областные, краевые; как и Кавказский Областной Союз, они ставят своей задачей работу среди пролетариата всех национальностей их района.

Из этого принципа: организация не по национальностям, а по местностям сделано исключение для Бунда, как исторически сложившейся организации еврейского пролетариата, не занимающего сплошной территории (области)*. Но и соглашение с Бундом устанавливает обязательность для него решений общепартийных съездов и общепартийного ЦК и предусматривает образование на местах единых руководящих учреждений, постановляющих свои решения не по национальностям, а простым большинством голосов. Это должно во всяком случае, при проведении в жизнь, обеспечить в каждом городе, в каждой области и во всём государстве единство партийной работы и единство политических выступлений, в ходе которых рабочие разных национальностей будут все теснее сплачиваться в одну классовую силу.

* На Лондонском съезде партии (1907 г.) принят также (хотя впоследствии не проведён в жизнь) проект объединения с Армянской С.-Д. Раб. Организацией, построенный на тех же началах признания национальной не-территориальной с.-д. организации. — Ред.

Однако, под ударами контр-революции Партия наша оказалась отброшенной назад: центральный аппарат разрушен, связи между областями и отдельными городами порваны. Бунд, С.-Д. Лат. Края, СДКПиЛ и даже Кавказский Областной Союз оказались почти на положении самостоятельных национальных организаций. Но это не был тот сепаратизм, который, например, в Австрии стремится разбить союзы и партию на национально-обособленные части. Это был просто результат общего распада партийной организации в пережитый нами тяжелый период.

И с радостью можем мы теперь констатировать (отметить), что как раз национально-окраинные организации — С.-Д. Лат. Края, Бунд, стоявший у самой колыбели РСДРП, и Кавк. Областной Ком. — взяли на себя инициативу созыва общепартийной конференции и восстановления Партии. Лучше, чем русской части Партии, удалось им сохранить свои организации, отстоять их от покушений фракционизма и приспособить к новым условиям работы. И в ходе оживающей пролетарской борьбы, перед лицом выборов в четвёртую Думу, они почувствовали острую потребность в создании единой централизованной партии пролетариата. Создаваемая по их почину общепартийная конференция снова скрепит живую связь между всеми национальными частями Партии.

На предстоящую конференцию Центральный Комитет Бунда предлагает привлечь с совещательным голосом также представителей двух национальных с.-д. организаций, не входящих еще в нашу Партию: П. П. С.-«левицы», вся деятельность и выступления которой носят несомненный социал-демократический характер,* и Литовской Социал-Демократии, включение которой было признано желательным еще на Лондонском съезде и на общепартийной конференции 1908 г. Русские товарищи должны всецело поддержать это предложение Бунда, которое лежит в интересах более сплоченного проведения социал-демократической избирательной кампании и объединения всех социал-демократических элементов страны в рядах РСДРП.

* Фактически в настоящее время СДКПиЛ и П. П. С.-«левица» представляют две фракции в социал-демократическом движении Польши, и объединение их так же остро необходимо, как и объединение всех фракций в русской части нашей партии. — Ред.

Но прежде всего, конечно, в русской части партии должен встретить широкий отклик самый почин национальных организаций, почин созыва действительно общепартийной конференции и восстановления объединённой РСДРП. Только тогда снова сплотятся рабочие всех национальностей России в одну классовую силу, только тогда смогут они снова наносить своим врагам полновесные удары.