Заметки читателя.

Сбиваемый с толку честный европеец.

Шарль Моррас, ведущий изо дня в день агитацию в пользу монархического переворота с такой свободой, которой французские интернационалисты могут только завидовать, совершенно неистощим в изобретении все новых и новых аргументов в пользу монархии. Взять, например, Россию. Французские республиканцы вынуждены, как не без скрытой ядовитости замечает Моррас, отнести Николая II к счастливым исключениям, ибо они не могут не признать, что это «честный человек, настоящий и прямой европеец, хотя и монарх» … Но почему же у этого «счастливого исключения» все валится из рук? У Морраса есть и на это ответ: «Правительства Николая II, как и Альберта и Георга, захвачены демократией или демократическим духом в слишком сильной степени».

Теперь все понятно: нашего «честного европейца» сбивают с толку демократические идеи Горемыкина и Хвостова. Если б не Моррас, ни в жизнь бы не догадаться!

Расширение власти Альбера Тома.

Товарищ военного министра Альбер Тома, виднейший член социалистической партии, заведывал до сих пор артиллерией и амуницией. Ныне особым декретом ему же подчинено производство пороха, а также оставшаяся до сих пор независимой от него амуниция для саперов и аэронавтики. Все это явно свидетельствует о лихорадочном росте влияния французского социализма!

«Будем думать!…»

В одной из последних тетрадей «Les hommes du jour» Жорж Пиош (тот самый литератор, который так тепло приветствовал Мергейма и Бурдерона) пишет о женщинах и войне.

«Будем думать, — восклицает Пиош, — о вас, Клара Цеткин и Роза Люксембург, которые всей своей великодушной слабостью восстали против войны и брошены в прусскую темницу; и…».

После этого «и» — цензурное пятно. О ком еще приглашал нас думать Жорж Пиош? Разве еще какая-нибудь женщина брошена в темницу? *

* С разрешения цензора, мы можем сейчас рассеять недоумение т. Альфы: кроме Р. Люксембург и К. Цеткин, арестована была за агитацию против войны французская социалистка, т. Сомоно, сейчас уже освобожденная. Редакция.

Уму непостижимо.

«La Bataille Syndicaliste»* сообщала на днях, что известный голландский социалист Ван-Коль вывез из своего недавнего пребывания в России в своем роде достойное внимания сведение: у жены бывшего военного министра Сухомлинова состоял в любовниках немецкий шпион, который, соединяя полезное с приятным, располагал не только спальней министра, но и его рабочим кабинетом.

* «La Bataille Syndicaliste» — французская газета, орган Всеобщей Конфедерации Труда. Вместе с «L'Humanite» газета вела кампанию против объявления империалистской войны. 27 июля 1914 г. в газете был напечатан манифест Всеобщей Конфедерации Труда, призывавший рабочих Парижа к антивоенной демонстрации: «Бельвилль, Монмартр, Менильмонтан, Сен-Антуан, Монпарнас, — говорилось в манифесте — все кварталы и предместья Парижа, покажите, что вы не отреклись от ваших прежних традиций. Пусть народный поток, вырвавшийся из предместий, зальет сегодня вечером все центральные кварталы и потопит бессмысленные шовинистические прокламации. Это наш единственный залог мира». Однако, вскоре после начала мировой войны, газета заняла ярко выраженную патриотическую платформу, призывая французский рабочий класс вести войну до победного конца. В октябре 1915 г. газета прекратила свое издание. — Редакция Госиздата в 1920-е гг.

И чего только смотрел Алексинский? Уму непостижимо!

Слово за «Призывом».

Мы уже сообщали на днях о гениальном плане высадки в Варне попов с киевскими иконами. Это было, как помнят наши читатели, несравненной идеей Густава Эрве. Но Клемансо разошелся со своим недавним отголоском не только насчет целесообразности салоникской экспедиции, но и насчет характера будущей русской высадки на болгарское побережье. О попах и об иконах Клемансо не говорит ни слова, зато он категорически требует, чтобы во главе десанта стал сам царь, и сегодня опять предсказывает полную дезорганизацию болгарской армии, как только она столкнется грудь к груди с нашим венценосцем.

Вопрос, по нашему мнению, очень серьезный: попы с иконами или Николай II? Мы считаем совершенно недопустимым дальнейшее молчание по этому поводу «Призыва»*. Его голос должен быть услышан в этот критический час!

* «Призыв» — еженедельный русский журнал, выходивший в Париже начиная с 1 октября 1915 г.; объединенный орган группы социал-демократов и соц.-революционеров. Журнал занял крайнюю социал-патриотическую позицию. Он вел агитацию за войну до окончательной победы, травил социалистов Германии и Австрии, призывал всех русских, в том числе и социалистов, к борьбе с немцами, высказывался за вхождение рабочих в военно-промышленные комитеты, вел ожесточенную кампанию против большевистского «Социал-Демократа» и интернационалистской газеты «Наше Слово».

В редакцию «Призыва» входили: Авксентьев, Алексинский, Аргунов, Бунаков, Воронов, Любимов и Плеханов. В начале 1917 г. газета прекратила свое существование. — Редакция Госиздата в 1920-е гг.

«Наше Слово» № 224-225,

26-27 октября 1915 г.