Сочинения Л. Д. Троцкого: 1915

«Голос» и «Наше Слово».

Новый год открывается усиливающимся давлением французских властей на интернационалистскую газету Мартова и Троцкого. 17 января 1915 г. выходит последний № 108 «Голоса», и французские власти в тот же день закрывают газету. 29 января та же группа редакторов выпускает новую газету «Наше Слово». Троцкий в 1922 г. вспоминает:

«Во второй половине января 1915 года «Голос» был закрыт французским правительством, но уже 29 января возродился — под заголовком «Наше Слово».

В редакции газеты продолжается межевание между революционными социалистами и центристами. В газете уже давно не появляются такие пацифисты, как Каутский, или оборонцы, как Г. Алексинский, но Мартов и его друзья тянут в сторону общих слов и неопределенности.

В конце августа 1915 г. Л. Т. пишет развернутую на пять номеров газеты статью «Военная катастрофа и политические перспективы», которая представляет собой его программу, как она оформилась за первые 13 месяцев Первой мировой войны. С этой программой он выезжает в Швейцарию, чтобы принять ведущее участие в Циммервальдской конференции.

В идейном смысле Циммервальдское движение выросло из восстания левых во II Интернационале против предательства социал-патриотов. Революционные меньшинства росли вокруг Р. Люксембург и Либкнехта в Германии, Ленина и Троцкого в России, Раковского и других. Карл Радек в автобиографическом очерке вспоминает:

«Когда по инициативе Троцкого, Балабановой и Роберта Гримма началась подготовка к созыву Циммервальдской конференции, то уже была установлена связь части немецкой левой, так называемых северо-германских левых радикалов, большевиков, шведских левых, части швейцарских левых с большевиками».

Центристы Р. Гримм в Швейцарии и вожди итальянской социал-демократии, сыграли определенную роль в организации конференции: паблисити, депутатское звание, деньги и пр. Но они тянули назад в политическом смысле. Циммервальдская правая заняла место в каутскианском «центре» — между революционным коммунизмом и «социал-патриотизмом». Группы, занимавшие до известной степени центровую (но отнюдь не «центристскую») позицию на конференции, тяготели к крайней левой. После долгих прений конференция сошлась на средней линии и выпустила манифест с призывом начать борьбу за мир без аннексий и контрибуций, на основе самоопределения народов. Л. Д. Троцкий примыкал на конференции ко второму из охарактеризованных выше течений, т.-е. принципиально разделял позицию крайней левой, возглавлявшейся Лениным, но был против немедленного организационного раскола. Большое давление на позицию «Нашего Слова» (Мартов и Троцкий) оказывал «Социал-Демократ» (Ленин и Зиновьев), толкая интернационалистов порвать с Чхеидзе, Мартовым и меньшевистским ОК. В брошюре «Социализм и война» в августе 1915 г. Ленин пишет:

«В Париже образуется газета «Наше Слово» (раньше «Голос») при участии главным образом Мартова и Троцкого, желающих совместить платоническую защиту интернационализма с безусловным требованием единства с «Нашей Зарей», ОК или фракцией Чхеидзе. После 250 №№ этой газеты она сама вынуждена признать свой распад: одна часть редакции тяготеет к нашей партии, Мартов остается верным ОК, который публично порицает «Наше Слово» за «анархизм» (как оппортунисты в Германии, Давид и К°, «Internationale Korrespondenz», Легин и К° обвиняют в анархизме тов. Либкнехта); Троцкий объявляет о своем разрыве с ОК, но желает идти вместе с фракцией Чхеидзе».

 

После месяцев трений в редакции и на страницах «Нашего Слова» Троцкому (и Ленину) удалось изолировать Мартова, признать свою ошибку в организационном вопросе, и в итоге перейти на сторону большевиков.

Приняв тактическую резолюцию и Манифест, Циммервальдская конференция образовала постоянную интернациональную социалистическую комиссию с временным секретариатом в Берне. Впоследствии к Циммервальдскому союзу примкнуло более 20 партий и партийных меньшинств, что навлекло на них бешеную травлю со стороны социал-патриотов II Интернационала.

Циммервальдское объединение просуществовало вплоть до I Конгресса Коминтерна в 1919 г., в самом начале которого оно объявило себя распущенным. Несмотря на умеренность и половинчатость своих лозунгов, Циммервальдская конференция сыграла большую роль в деле разоблачения предательства социалистических партий «большинства» и выработки взглядов последовательного революционного интернационализма, подготовив тем самым, через циммервальдскую левую, создание Коммунистического Интернационала.

Перспектива Русской революции.

Ленин писал в сентябре 1915 г.:

«Довести до конца буржуазную революцию в России, чтобы разжечь пролетарскую революцию на Западе, — так ставилась задача пролетариата в 1905 году… Не учредительное собрание, а низвержение монархии, республика, конфискация помещичьей земли и 8-часовой рабочий день, — таковы будут по-прежнему лозунги социал-демократического пролетариата, лозунги нашей партии… Жизнь учит. Жизнь идет через поражение России к революции в ней, а через эту революцию, в связи с ней, к гражданской войне в Европе». («Поражение России и революционный кризис»).

Мы видим, что Ленин даже во время Циммервальда продолжает говорить о буржуазно-демократической революции в России. По его мысли, русская буржуазная революция приблизит, и даже вызовет, социалистическую революцию в Европе, а социалистическая революция в Германии или Франции откроет социалистическую перспективу для России. Тут все та же плоская и рутинная мысль о буржуазно-демократическом перевороте, теория стадий.

Надо отметить, что в 1905 г. на своем 3 съезде меньшевики заявили, что, в случае социалистической революции в Европе, Россия тоже встанет на путь социалистического переворота. Обе фракции по старому видят будущую революцию, как буржуазно-демократическую.

Между Лениным и Троцким, с одной стороны, и меньшевиками, с другой, есть разногласие об отношении к буржуазии и крестьянству. Меньшевики опасаются крестьянства и видят в либеральной буржуазии какую-то гарантию демократического переустройства России. Ленин и Троцкий оба резко враждебно критикуют либералов и апеллируют к бедному крестьянству. Ленин стоит за «демократическую диктатуру пролетариата и крестьянства». Троцкий видит в пролетариате ведущую силу будущей революции. Крестьянство должно пойти за пролетариатом, иначе революция будет провалена.

Напротив, отношение Мартова и меньшевиков к крестьянству опасливо враждебное. Мартов, пишет в известном сборнике меньшевиков:

«Все это — объективно реакционные или консервативные слои населения. Но в рассматриваемый период их субъективное настроение во внутренней России все более окрашивается оппозиционными тонами. Более или менее дружественный нейтралитетъ этихъ слоев имел весьма важное значение для освободительнаго движения, ибо именно они составляют общественное мнение для тех слоев городского пролетариата и крестьянской массы, которые не доработались до самостоятельного классового или сословного сознания. Лишь изредка сквозь это оппозиционное настроение мещанства прорывается типичное проявление «черносотенства». (Например, при подавлении майской демонстрации в Саратове в 1902 году и на контр-революционном банкете, организованном в Тамбове в ноябре 1904 года фон-дер-Лауницем и имевшим последствием избиения интеллигентов на улицах). («Общественное движение в России в начале ХХ-го века», С.-Петербург, 1909 г., Том 1, стр. 665).

 

Меньшевики боятся крестьянской стихии, «красного петуха» и пугачевщины в будущей российской революции. В 1917 г. они прислонятся к буржуазному Временному правительству, увещевая пролетариат не требовать «слишком многого» от буржуазии.

— Искра-Research.

1915 год.

Дата

Заголовок

Основная тема

6-е января «Японский» вопрос. Япония и война.
8-е января К 100-му номеру «Голоса».  
13-е января Френч. Английский командующий.
15-е января

Guerre d'usure.

Наш политический лозунг.

Война на истощение.

Голос-106 108

16-е января От Понтия к Пилату.  
20-е января Все дороги ведут в Рим.  
февраль Мальчики, которые «вызвали» войну. Г. Принцип и его друзья.
13-е февраля Заявление (ответ Ларину) НС-14
14-е февраля «Некролог живому другу» (Парвус, отрывок) НС-15
16-е февраля «Седьмой пехотный» в бельгийской эпопее.  
23-е февраля Наш политический лозунг НС-22, 23
1-е марта Некритическая оценка критической эпохи.  
22-е марта Откуда пошло?  
25-е марта Петроградские роялисты и Фр. республика.  
31-е марта Еще есть на свете социал-демократы.  
1-е апреля Время нынче таковское.  
9-е апреля Нехорош-с! НС-60
11-е апреля До конца!  
16-е апреля Пораженчество и искаженство НС-66
17-е апреля Сытинский «малый» о Раковском.  
25-е апреля Клеветникам!  
29-е апреля Ва-банк.  
1-е мая Первое мая (1890—1915).  
5-е мая О первомайской телеграмме т. Раковского.  
6-е мая Империализм и национальная идея.  
15, 29 мая, 5, 6 июня Задачи и методы нашей борьбы.  
16-е мая П. Б. Аксельрод и социал-патриотизм.  
29-е мая Привет тов. Доброджану-Гереа  
4-е июня Открытое письмо в редакцию журнала «Коммунист». НС-105
13-е июня «Они — другого духа». Люксембург и Меринг.
17-е июня Каутский о Плеханове.  
23-е июня Немецкая оппозиция и немецкая дипломатия.  
24-е июня Первый шаг сделан. (Щербатов - Катенин)
3-е июля Нация и хозяйство.  
11-е июля

«Левая» и «центр» в немецкой социал-демократии.

Диверсии

НС-137
12-е июля На северо-запад.  
17-е июля

Жан Жорес.

Без масштаба.

 

Против Бунда и центризма.

18-е июля Открытое письмо т. Плеханову  
20-е июля На Балканах.  
22-е июля Политика «тыла».  
23-е июля Наша позиция НС-146, 147
4-е августа Год войны.  
15-е августа Не в очередь.  
18-е августа Конвент растерянности и бессилия.  
26-е августа Военная катастрофа и политические перспективы.  
27-е августа Гаазе — Эберт — Давид Германская с.-демократия.
9-е сентября Циммервальдский манифест.  
11-е сентября Психологические загадки войны.  
20-е сентября Траншея.  
30-е сентября Раковский о русских социал-патриотах.  
осень Письмо М. Урицкому. После Циммервальда.
1-е октября Крепость или траншея?  
3-е октября Выводы. Циммервальд.
7-е октября Les russes d'abord!  
10-е октября Она была — конференция в Циммервальде!  
12-е октября Болгарская соц.-дем. и война.  
13-е октября Основные тезисы. НС 215, 216
14-е октября

Оставьте нас в покое.

Работы конференции.

О Плеханове

Циммервальд.

17-е октября

Борьба за власть.

Военные тайны и политические мистерии.

Перманентная революция и Мартов.

 

22-е октября

Главные фактические данные о конференции.

Р. Гримм и О. Моргари.

Моргари об Италии.

Циммервальд.
23-е октября Х. Раковский и В. Коларов  
25-е октября Ледебур — Гоффман.  
26-27 октября

Заметки читателя: Сбиваемый с толку честный европеец. — Расширение власти Альбера Тома. — «Будем думать!…» — Уму непостижимо. — Слово за «Призывом».

 
27—31 октября Отголоски Циммервальда: Ответ Аксельроду; австрийцы; голландские экстремисты.  
28-е октября О Каутском, Бернштейне и Гаазе. + Деятельность левых в Германии.  
29-е октября Хвостов  
30-е октября

Галлиени.

Сущность кризиса.

Военный министр.

 

31-е октября К Циммервальдской конференции. НС 229, 232, 240, 244
5-е ноября Своим порядком.  
6-е ноября Без программы, без перспектив, без контроля.  
10-е ноября О совместных выступлениях с социал-патриотами. НС 236
ноябрь La famille Declerc Humanite
11-е ноября Нужно сделать все выводы. Выборы в военно-промышленные комитеты.
13-е ноября Посторонний: Невероятно!  
17-е ноября Группировки в немецкой социал-демократии.  
19-е ноября

О совместных выступлениях с социал-патриотами.

Ах, вот оно что!

О Мартове.

Фельетон.

24-е ноября Под бременем объективизма.  
27-е ноября Заметки читателя. НС 251
28-е ноября Вперед НС 252
30-е ноября Что это за информатор? НС 253
3-е декабря Были и остаемся красными.  
12-е декабря Сотрудничество с социал-патриотами. Ответ Мартову.
18-е декабря Чудеса, которые не снились мудрецам. Аферы банкиров.
19-е декабря Факты и выводы. Военно-промышленные комитеты.
21-е декабря Война и техника.  
22-е декабря Отходит эпоха. Бебель - Жорес - Вальян
25-е декабря Ни субъективизма, ни фатализма.  
28-е декабря

На началах взаимности.

Декларация двадцати.

 
29-е декабря

Политические штрейкбрехеры.

Итак?

Военно-промышленные комитеты.

НС 277