Гарнизону города Петрограда и его окрестностей

Предположительно 4 ноября (22 октября) 1917 г.

На собрании 21 октября революционный гарнизон Петрограда сплотился вокруг Военно-Революционного Комитета Петроградского Совета Рабочих и Солдатских Депутатов, как своего руководящего органа.

Несмотря на это, штаб Петроградского военного округа в ночь на 22 октября не признал Военно-Революционного Комитета, отказавшись вести работу совместно с представителями Солдатской Секции Совета.

Этим самым штаб порывает с революционным гарнизоном и Петроградским Советом Рабочих и Солдатских Депутатов.

Порвав с организованным гарнизоном столицы, штаб становится прямым орудием контрреволюционных сил.

Военно-Революционный Комитет снимает с себя всякую ответственность за действия штаба Петроградского военного округа.

Солдаты Петрограда!

1. Охрана революционного порядка от контрреволюционных покушений ложится на вас под руководством Военно-Революционного Комитета.

2. Никакие распоряжения по гарнизону, не подписанные Военно-Революционным Комитетом, не действительны.

3. Все распоряжения на сегодняшний день — День Петроградского Совета Рабочих и Солдатских Депутатов — остаются в полной своей силе.

4. Всякому солдату гарнизона вменяется в обязанность бдительность, выдержка и неуклонная дисциплина.

5. Революция в опасности! Да здравствует Революционный гарнизон!

Военно-Революционный Комитет Петроградского Совета Рабочих и Солдатских Депутатов.

21 октября. «Рабочий Путь» № 44, 6 ноября (24 октября) 1917 г.

Конфликт между штабом округа и Военно-Революционным Комитетом назревал уже в течение нескольких дней. Апогея он достиг 21 октября, когда гарнизонное собрание полковых представителей отдало гарнизон в распоряжение ВРК. Штаб округа оказался, таким образом, штабом без армии. В своей агонии он сделал театральный жест — отказался признать за Комитетом право контроля распоряжений штаба по гарнизону. В ответ на такой поступок штаба, Военно-Революционный Комитет разослал данную телефонограмму по частям петроградского гарнизона.

С другой стороны, отказ командующего войсками округа Полковникова признать фактическую власть Военно-Революционного Комитета послужил поводом для выхода представителя солдатской секции Петроградского Совета из состава так называемого особого совещания при штабе. Так как это особое совещание, состоявшее из представителей военного отдела соглашательского ЦИКа и солдатской секции Петросовета, при таком положении вещей теряло всякий авторитет, то Полковников пошел на компромисс. 23 октября он созвал совещание с участием представителей ЦИКа и комиссара при штабе округа. На это же совещание были вызваны из Смольного представители гарнизона. В штаб округа явилась делегация, во главе с подпоручиком Дашкевичем, большевиком. Последний заявил, что гарнизонное собрание уполномочило его заявить лишь о том, что отныне все приказания штаба должны быть контр-ассигнированы (скреплены) Военно-Революционным Комитетом при Петроградском Совете. После этого заявления делегация гарнизона удалилась.

Оставшаяся соглашательская часть собрания в своей растерянности додумалась до курьезного решения: выжидать разрешения конфликта между ЦИКом и Петроградским Советом.

Если этот конфликт лишь увеличил пропасть между штабом и гарнизоном, то, с другой стороны, он побудил правительство снова начать кампанию за вывод частей гарнизона на фронт. Именно в связи с этим конфликтом Керенский в свое время вызвал в Петроград командующего Северным фронтом ген. Черемисова для совещания о принятии мер к выводу войск.

— Редакция Госиздата в 1920-е гг.