Воззвание Совета Народных Комиссаров
Воззвание подписали: Председатель Совета Народных Комиссаров Вл. Ульянов (Ленин), Народные Комиссары: Троцкий, Цурюпа, Луначарский, Чичерин, Шляпников, Ландер, Петровский, Винокуров и Гуковский, Управляющий делами Совета Народных Комиссаров Бонч-Бруевич, Секретарь Горбунов. — /И-R/
С каждым днем продовольственное положение Республики ухудшается.
Хлеба все меньше и меньше доставляется в потребляющие районы.
Голод уже пришел; его ужасное дыхание чувствуется в городах, фабрично-заводских центрах и потребляющих губерниях.
Голодные и истощившиеся рабочие и крестьянская беднота, мужественно переносящие все тягостные последствия преступной империалистической войны, обращаются с мучительными вопросами к власти:
- Почему нет хлеба?
- Когда, наконец, прекратятся страдания голодных людей?
- Что делает власть, чтобы ослабить продовольственный кризис?
- Что должны делать рабочие и крестьянская беднота, чтобы выйти из создавшегося положения и не дать голоду разрушить завоевания революции?
На все эти вполне естественные вопросы рабоче-крестьянское правительство должно дать ясные и определенные ответы, сказавши всю правду.
Товарищи рабочие и крестьяне! хлеба в России стало меньше, благодаря человеческой бойне, которую вот уже четыре года ведет буржуазия всего мира во имя своих преступных и корыстных интересов.
Война оторвала людей от производительного труда.
В течение трех с лишним лет она держала русского земледельца под ружьем, и это привело к уменьшению посевной площади в Республике.
Тем не менее, путем величайшего напряжения своих сил Россия собрала в 1917 году такое количество хлеба, которого могло бы хватить для всего населения Республики, и еще остался бы значительный избыток.
Но предательство буржуазии и ее прихвостней привело к тому, что наиболее плодородные губернии оказались во власти немцев.
Республика лишилась громадных запасов хлеба, оставшихся на юге.
Вследствие измены буржуазии, стране угрожает опасность лишиться и тех колоссальных запасов хлеба, которые имеются на Северном Кавказе.
Только Сибирь, Приуралье, часть Поволжья и некоторые великороссийские губернии являются наиболее надежными источниками снабжения потребляющих районов хлебом.
Если подсчитать все количество хлеба, оставшееся в распоряжении Республики, то окажется, что имеющихся хлебных запасов, за покрытием кормовой и семенной нужды, едва хватит на удовлетворение продовольственной нужды населения, и то лишь при условии строгого учета всех излишков у их держателей и справедливого распределения хлеба между нуждающимися.
Хлеб есть, но его мало. До сбора нового урожая, результат которого может сказаться на потреблении не ранее середины или даже конца августа, ожидать увеличения хлебных запасов и облегчения борьбы с продовольственной разрухой не приходится.
Такова тяжелая правда, и о ней открыто говорит вам, товарищи рабочие и крестьяне, вами поставленное правительство.
Говорит оно вам всю правду не для того, чтобы вы, на радость вашим врагам из стана буржуазии, пали духом. Рабоче-крестьянское правительство хочет, чтобы вы напрягли все свои силы, сомкнули тесно свои ряды вокруг него для борьбы с надвинувшимся голодом и контрреволюционными посягательствами буржуазии, старающейся использовать голод в целях нового, более тягостного, чем ранее, порабощения рабочего класса и крестьянской бедноты.
Не падать духом, а бороться надо. Борьбой вы должны ответить на новые испытания, и к этой борьбе, быть может, самой решительной, от которой зависят все завоевания революции, вас призывает рабоче-крестьянское правительство.
Как же бороться с голодом? Как бороться с продовольственным кризисом?
Когда в стране мало хлеба, хлеб становится редким продуктом; чтобы избежать голода или хотя бы ослабить его, надо взять на строгий учет все хлебные запасы.
Необходимо самым точным образом подсчитать все хлебные запасы и определить, где они находятся, чтобы знать, откуда их можно взять.
Определив, где и сколько находится хлеба, необходимо оказавшиеся излишки взять у тех, кто их держит в своих руках.
Когда обе эти задачи разрешены, надо правильно распределить хлеб между голодными и, в первую голову, между рабочими и крестьянами, живущими своим трудом.
Указанные три задачи могут быть разрешены только в государственном масштабе.
Ни одна отдельная организация, как бы сильна и значительна она ни была, не в состоянии учесть и взять все хлебные излишки с тем, чтобы справедливо распределить их между голодными.
Только государство в лице центральной власти может справиться с этой труднейшей задачей.
Вот почему спасения от голода надо искать в сохранении государственной хлебной монополии и в строгом, неуклонном выполнении планов снабжения центральной власти.
Вот почему всякое отклонение от хлебной монополии и нарушение планов снабжения, вырабатываемых правительством, которое одно только может учесть все хлебные излишки, взять их у держателей и справедливо распределить между голодными, является тягчайшим преступлением против голодающих и Советской Республики.
Товарищи рабочие и голодающие крестьяне, не верьте тем, кто говорит, что спасения от голода надо искать в отмене хлебной монополии и твердых цен.
Это говорят или те, кто хочет нажиться на голоде, или те, кто хочет расстроить государственные планы снабжения, чтобы усилить голод, в расчете, что голодные люди низвергнут Советскую власть и снова вернут власть буржуазии. Это говорят и те, кто не отдает себе отчета в происходящем и, толкаемые голодом, готовы ухватиться за первое попавшееся.
Не верьте и тем, кто говорит, что спасение от голода может принести разрешение самостоятельных хлебных заготовок, т.-е. разрешение отдельным группам голодающих самостоятельно закупать хлеб в производящих губерниях.
Так называемые самостоятельные закупки, это — страшное зло, еще более усиливающее продовольственную разруху.
Отдельные группы голодающих, являющиеся для заготовок в производящие губернии, конкурируют друг с другом, сбивают цены, заставляют владельцев хлеба еще крепче держаться за хлеб, расстраивают государственные заготовки.
О справедливом же распределении хлебных излишков между голодающими, при разрешении самостоятельных заготовок, и думать не приходится.
Хлеб удается достать только тем отдельным группам голодающих, которые оказываются лучше организованными, которым удается путем повышения твердых цен или какими-либо другими средствами побудить держателей хлеба к продаже хлебных продуктов.
В результате, при самостоятельных закупках получается не борьба голодных с теми, у кого имеются излишки хлеба, а борьба между голодными, между сильными группами голодных, с одной стороны, и слабыми группами таких же голодных, с другой.
Товарищи рабочие и голодающие крестьяне! Знайте, что всякий лишний кусок хлеба, добытый той или другой группой голодающих в производящих губерниях, это кусок хлеба, вырванный голодным у голодного.
А это означает войну уже среди самих голодающих.
И те, кто толкает вас на путь самостоятельных заготовок, за исключением, разумеется, искренне заблуждающихся людей, не ведающих, что они творят под влиянием голода, знают, что делают.
Разрушая хлебную монополию, они натравливают голодных людей друг на друга и с нетерпением ожидают того часа, когда голод задушит революцию.
Организованно шли рабочие и крестьяне в борьбе с царизмом и буржуазией и свалили своих врагов.
Организованно, а не вразброд, рабочие и голодающие крестьяне должны идти в борьбе с голодом.
Не поддаваясь влиянию голода, рабочие и голодающие крестьяне, вместе с своим правительством, должны сказать слабеющим товарищам:
- Ни одного шага в сторону отклонения от хлебной монополии!
- Никакого повышения твердых цен!
- Никаких самостоятельных закупок, никаких разрозненных действий!
Но недостаточно только провозгласить незыблемость хлебной монополии и твердых цен.
Проведение в жизнь хлебной монополии с наибольшим успехом возможно лишь при наличии следующих условий:
Во-первых, при разумной централизации всего дела снабжения; только тогда хлебная монополия даст положительные результаты, когда все указания, исходящие из центра, будут беспрекословно исполняться на местах, когда местные органы власти будут вести не самостоятельную продовольственную политику, а ту политику, которую, в интересах всего голодающего населения, ведет центральная власть.
Во-вторых, при непосредственном содействии государственной хлебной заготовке со стороны самих голодающих рабочих и крестьян, со стороны наиболее сознательной их части: несомненно, голодающие рабочие и крестьяне скорее достанут хлеба, чем сытые, но лишь в том случае, если они будут работать не отдельно и не рядом с заготовочными продовольственными органами в производящих губерниях, а вместе с ними, влившись в них, в едином строе.
В-третьих, при объединении крестьянской бедноты* против сельской буржуазии, держащей сейчас в своих руках хлебные излишки; без такого объединения крестьянской бедноты в производящих губерниях, без привлечения ее на сторону голодных против кулаков вырвать хлеб у последних, как показывает опыт, трудно.
Комитеты бедноты — были призваны к жизни декретом ВЦИКа и Совнаркома от 11 июня 1918 г. Создание комитетов преследовало 2 цели: 1) объединение крестьянской бедноты для борьбы с кулачеством и 2) создание в деревне опорных пунктов для проведения политики Советской власти, в частности, ее продовольственной политики. По декрету в круг деятельности комбедов входило:
«1) распределение хлеба, предметов первой необходимости и сельскохозяйственных орудий; 2) оказание содействия местным продовольственным органам в изъятии хлебных излишков из рук кулаков и богатеев».
Комбедам был предоставлен ряд прав и преимуществ, особенно в области продовольственной и земельной. Когда комбеды выполнили свою основную задачу — задачу по ослаблению политической и экономической мощи кулачества, — они были на VI Съезде Советов (в ноябре 1918 г.) распущены. — Редакция Госиздата в 1920-е гг.
Централизация всего продовольственного дела, организованное использование сознательных кадров голодающих рабочих и крестьян и объединение деревенской бедноты в хлебородных губерниях — таковы задачи, которые старается разрешить в борьбе с голодом центральная власть, и которые дает возможность разрешить только что принятый ЦИК Сов. Р. и К. Д. декрет о реорганизации продовольственных органов*.
* Декрет о реорганизации продовольственных органов — был принят ВЦИК 27 мая 1918 г. Перед Народным Комиссариатом Продовольствия была поставлена задача «объединить в одном органе снабжение населения всеми предметами первой необходимости и продовольствия, организовать в государственном масштабе распределение этих товаров и подготовить переход к национализации торговли предметами первой необходимости». К предметам ведения созданных по этому декрету областных, губернских и уездных продовольственных комитетов относилось:
«а) неуклонное осуществление хлебной монополии…, б) исполнение нарядов Народного Комиссариата Продовольствия по заготовкам продовольствия и предметов первой необходимости», в) распределение продовольствия и предметов первой необходимости среди населения согласно планам и инструкциям НКПрода». — Редакция Госиздата в 1920-е гг.
Рабоче-крестьянское правительство отдает себе ясный отчет в недостатках закона о хлебной монополии.
Одним из главных недостатков закона является его неполнота. Он не устанавливает соответствия между твердыми ценами на хлеб и свободными ценами на предметы широкого потребления, в особенности на предметы, необходимые для деревни.
Этот недостаток будет устранен в ближайшем будущем; центральной властью приняты все меры к тому, чтобы возможно скорее были установлены твердые цены на все предметы массового потребления.
Товарищи рабочие и голодающие крестьяне, поставленное вами правительство не может не сказать вам всей правды.
Оно считает своим долгом предупредить вас, что меры организационного и законодательного характера, которые уже принимаются им и которые будут приниматься в дальнейшем, дадут надлежащие результаты только в будущем.
Пройдут недели и месяцы, прежде чем строгое и неукоснительное проведение в жизнь закона о хлебной монополии, со всеми новыми попутными мероприятиями, принесет желательные плоды.
Между тем хлеб нужен сегодня, завтра. Голод пришел и никаких отсрочек более не дает.
Как и где взять хлеб в ближайшие дни?
Товарищи рабочие и голодающие крестьяне вы знаете, где находится хлеб?
Почти все хлебные излишки — у деревенских кулаков.
Разбогатевшие за время войны, скопившие огромные суммы денег, они не нуждаются в сбыте хлеба и держат его, выжидая повышения цен или продавая его по спекулятивным ценам.
Голод в городах, голод в фабрично-заводских центрах, голод в деревнях потребляющих губерний их не трогает.
Нажившись на войне, они теперь хотят нажиться на голоде.
Вместе с крупной буржуазией, по которой ударила революция, и которой не по вкусу пришлась хлебная монополия, деревенские кулаки требуют отмены хлебной монополии и изменения твердых цен.
Им нет дела до того, что отмена хлебной монополии и изменение твердых цен принесут хлеб лишь богатым, но не дадут хлеба голодным.
Кулаки не хотят дать хлеба голодным и не дадут его, на какие бы уступки им ни шло государство.
Хлеб надо взять силой у кулаков!
Надо идти крестовым походом против деревенской буржуазии!
На этот путь встало правительство, на этот путь оно зовет и вас, товарищи рабочие и голодающие крестьяне!
Скорее же откликайтесь на призывный клич центральной власти!
Скорее формируйте вооруженные отряды из выдержанных и стойких рабочих и крестьян, не поддающихся никаким соблазнам и вполне дисциплинированных, скорее высылайте их в распоряжение центральной власти!
Время не терпит. Хлебные излишки необходимо немедленно изъять у богачей-кулаков.
Сформированные вами отряды, вместе с дисциплинированными отрядами Красной Армии под руководством опытных и испытанных революционеров и специалистов в продовольственном деле, пойдут на завоевание хлеба у деревенской буржуазии.
Беспощадная война против кулаков!
В этом лозунге — спасение от голода в ближайшее время, в этом лозунге — спасение и углубление завоеваний революции.
Знайте, товарищи рабочие и голодающие крестьяне, что, может быть, это будет один из последних боев, который вы должны дать буржуазии.
Проиграть его — значит проиграть революцию.
Если вы не захотите или не сумеете «завоевать хлеб» у кулаков, вы потеряете и то, что с таким трудом и с такими тяжелыми жертвами уже завоевали.
Ни шагу в сторону от хлебной монополии!
Ни малейшего увеличения твердых цен на хлеб!
Никаких самостоятельных заготовок!
Все выдержанное, дисциплинированное и сознательное — в единый организованный продовольственный строй!
Беспрекословное исполнение всех указаний центральной власти!
Никаких сепаратных действий!
Полный революционный порядок в стране!
Война кулакам!
Сим и только сим, товарищи рабочие и голодающие крестьяне, вы победите голод и пойдете к другим победам по пути к социализму.
Все другие пути ведут к усилению голода и гибели Революции.
«Известия ВЦИК» 31 мая 1918 г.