Центральному Комитету Французской коммунистической партии от Исполкома Коминтерна.

Дорогие товарищи!

Мы считаем необходимым сделать из постановлений последнего конгресса некоторые выводы в отношении коммунистических партий отдельных стран.

1. Крайне необходимо установить более правильные частые сношения между вами и Исполнительным Комитетом Коммунистического Интернационала. Необходимо возложить на определенных товарищей пересылку нам всей выходящей во Франции коммунистической литературы. Необходимо посылать нам периодические отчеты о жизни партии и о французском рабочем движении в целом. Необходимо, наконец, доставлять для нашего журнала «Коммунистический Интернационал» статьи, посвященные выяснению очередных вопросов французского коммунизма.

Основные директивы в области тактики французской коммунистической партии даны в соответственной резолюции конгресса. Мы здесь хотели бы лишь с бо́льшей ясностью и откровенностью, чем это можно сделать в предназначенных для печати тезисах, высказаться прежде всего по поводу парламентской политики партии. Разумеется, парламентская работа не имеет решающего значения, но она имеет огромное симптоматическое значение: по ней можно судить о степени отчетливости и ясности революционной линии партии, об ее способности сопротивляться буржуазным влияниям и разговаривать с пролетарской массой через голову парламентского большинства. Во Франции революционная отчетливость парламентской тактики необходима более, чем где бы то ни было, ибо анархически настроенные элементы рабочего класса судят о партии прежде всего по ее парламентской деятельности. Преодолеть предрассудки тех, которые отрицают необходимость и полезность партии, можно, только превратив парламентскую фракцию в инструмент действительно революционной политики рабочего класса. Этого сейчас, к сожалению, еще нет у вас.

Итак, безусловно недостаточна была парламентская политика нашей фракции во время последнего обострения франко-германских отношений. Выступление тов. Кашена давало повод к такому истолкованию, будто Французская Коммунистическая Партия отстаивает англо-французский союз, как устой европейского мира против авантюристской политики Бриана. Между тем, совершенно очевидно, для разоблачения авантюризма правящей клики нет надобности затушевывать тот факт, что англо-французский союз является фактором не мира, а грабежа, разбоя и новых войн. Разрыв между Англией и Францией означал бы только новую комбинацию в тех же целях. После успокоительных заверений Бриана коммунистическая фракция внесла резолюцию, которая ограничилась требованием освобождения призывных 1919 года, В данных условиях это означало, что фракция становится на почву правительственной политики, одобряя его выжидательный курс и требуя только сделать частный практический вывод из общих посылок. Бо́льшей принципиальной тактической ошибки партия не могла сделать при таких условиях. Обязанностью фракции было разоблачить в резолюции новую фазу англо-французского грабежа и указать, что выжидательный характер бриановской политики есть только подготовка к новым кровавым насилиям. В такой связи требование освобождения призыва 1919 г. получило бы совершенно другое освещение.

2. В ряде других вопросов фракция слишком мало или вовсе не обнаружила своего лица, и в глазах посторонней публики она растворялась в «крайней левой». В смысле парламентского маневрирования и приспособления к аудитории и внешних ораторских эффектов диссиденты будут иметь неизбежный перевес над нами, ибо они являются партией адвокатов и депутатов par excellence. Тем важнее для нас ребром ставить вопрос, противопоставляя себя при каждом подходящем случае лонгетистам, прямо и открыто обличая их с парламентской трибуны и формулируя резкие и отчетливые лозунги, доступные самым широким массам рабочего движения.

Вместе с тем необходимо добиться, чтобы парламентские отчеты «L’Humanité» дополняли, освещали и уточняли выступления наших депутатов. Не будет никакого вреда, наоборот, будет только польза, если в отдельных случаях «L’Humanité» будет прямо указывать на ошибку того или другого выступления коммунистического депутата. Буржуазная пресса будет злорадствовать, но рабочая масса увидит, что наши депутаты не боги, что они стоят под контролем партии. Это будет иметь только воспитательное значение.

Нынешние парламентские отчеты «L’Humanité» насквозь пропитаны духом кулуаров парламента и потому совершенно недоступны рабочей массе.

3. Резкое выступление товарищей Моната и Монмуссо против резолюции московского конгресса о взаимоотношениях между партией и профсоюзами вызвано в значительной мере тем, что французские синдикалисты никогда не слышали со стороны французских коммунистов открытой критики их воззрений. Установилось молчаливое соглашение, в силу коего все вопросы синдикального движения превратились как бы в идейную монополию революционного синдикализма. Как бы в уплату за это, синдикалисты со своей стороны совершенно не касались деятельности партии и особенно ее парламентской деятельности. Такое механическое разделение может стать гибельным для революционного движения во Франции. Рабочий класс представляет собою единство. Пролетарская революция становится тем более возможной, чем более это единство проявляется во всех областях классовой борьбы пролетариата. Нужно требовать от синдикалистов пред лицом рабочей массы, чтобы они открыто высказывались о политике партии, об ее отрицательных сторонах, — нужно заставить их разъяснять, почему они не вступают в коммунистическую партию, в то время как Коммунистическая партия обязывает всех своих членов вступать в синдикаты. Нужно со всем вниманием прислушиваться к критике синдикалистов, ибо, как показало прошлое, они отражают в значительной мере настроения и взгляды довольно широких революционных групп пролетариата. Но в то же время нужно открыто критиковать ограниченность позиции революционного синдикализма.

Постоянные ссылки на амьенскую хартию, отказ примкнуть к Красному Интернационалу профсоюзов, апелляция к новому конгрессу профсоюзов, который должен создать более «широкий» Интернационал, — все это представляет собою повторение тактики лонгетистов, которые также солидаризировались вначале с Москвой, затем поставили задачей «реконструировать» прошлое, отказались примкнуть к Интернационалу, намеревались создать более «широкий» Интернационал и окончили тем, что создали маленький Интернационал 212. Если бы Монат и Монмуссо продолжали упорствовать в своей нынешней позиции, то дело закончилось бы несомненно образованием маленького синдикального Интернационала 212 — между Амстердамом и Москвой. На все эти опасности нужно теперь указать совершенно открыто. Нужно устно и печатно разъяснять широким рабочим массам смысл резолюций, принятых московскими конгрессами по поводу профессиональной работы. Можно и должно допустить дискуссию по поводу вопроса о взаимоотношении партии и синдикатов на страницах партийной печати. Особенно важно вовлечь в эту дискуссию революционных синдикалистов. Но ни в каком случае недопустимо оставлять массу без руководства. Точка зрения Коммунистического Интернационала должна неизменно из номера в номер противопоставляться заявлениям, статьям, резолюциям революционных синдикалистов, поскольку эти документы расходятся с решениями Интернационала.

4. Основная задача — завоевать рабочую массу. Передовая часть рабочей массы сосредоточена в профсоюзах. Поэтому профсоюзы должны явиться в ближайший период важнейшей ареной согласованной, организованной деятельности партии.

Нужно взять на учет коммунистов в профсоюзах, держать их в связи между собою и под контролем и руководством ближайшей партийной организации. Местные партийные организации должны находить постоянное руководство в вопросах профессиональной тактики со стороны Центрального Комитета.

Ввиду этого представляется целесообразным создание при Центральном Комитете особой постоянно действующей комиссии по вопросам профессионального движения. Эта комиссия может быть составлена из нескольких членов Центрального Комитета близко знакомых с профессиональными вопросами, и из нескольких рабочих коммунистов, работающих преимущественно или исключительно в синдикатах. Все вопросы профессионального движения должны проходить через эту Комиссию. Вопросы особой важности, или вопросы вызывающие внутри комиссии разногласие, должны передаваться на рассмотрение Центрального Комитета. Комиссия организует в Париже ряд совещаний, конференций коммунистов, работающих в синдикатах, для освещения внутренней жизни в синдикатах, идейных группировок, способов и методов агитации и организации и пр. На такого рода конференции желательно было бы допускать с совещательным голосом революционных синдикалистов, дабы они на практике поняли, что коммунистическая партия представляет собой организацию пролетарского авангарда, которая имеет своей задачей завоевать руководство во всех областях жизни и борьбы рабочего класса.

Нужно во что бы то ни стало воспитать коммунистов, работающих в синдикатах, в том убеждении, что они и в синдикатах остаются членами партии и выполняют ее основные директивы. Коммунисты, которые упорствуют в своем заблуждении, будто бы в синдикальной работе они независимы от партии, должны быть в виде общего правила исключены из партии.

5. Нужно уже сейчас подбирать рабочих коммунистов, способных занять ответственные посты в синдикатах после частичного или полного овладения ими. Намеченные товарищи должны посвятить главные свои усилия практическому изучению синдикальной работы.

6. В соответствии с резолюциями последнего конгресса необходимо внести серьезные и глубокие изменения в организационный, аппарат партии и в его методы работы.

Мы полагаем, что эту реорганизацию нужно начать с самого Центрального Комитета, использовав время, остающееся до конгресса, для тщательной подготовки такой реорганизации.

Центральный Комитет необходимо:

а) приблизить как можно более к массам,

б) составить из товарищей, которые посвящают свои силы главным образом партийной работе.

Примерно говоря, не менее одной трети членов Центрального Комитета должны быть профессиональными работниками партии, состоящими на ее жаловании и находящимися целиком в ее распоряжении. Наряду с ними нужно поставить членами Центрального Комитета работающих преимущественно в синдикатах в качестве профсоюзных служащих. Ввиду исключительной важности синдикального вопроса, нужно постараться, чтобы около одной трети Центрального Комитета состояло из таких работников. При таких, условиях в Центральном Комитете будет не больше одной трети товарищей, которые большую часть времени отдадут парламентарной деятельности или личной работе. Мы выражаем наше твердое убеждение, что только подобный состав Центрального Комитета со значительным процентом рабочих может обеспечить партийному центру действительное руководство движением. Необходимо сейчас же приступить к отбору подходящих товарищей, к намечению необходимых кандидатур, так как без этой тщательной подготовительной работы съезд не даст в этом отношении необходимых результатов.

7. При нынешнем положении федераций, партия лишена непосредственного руководства. Центральный Комитет из Парижа не может руководить местной работой во всей ее конкретности. Местных комитетов, как выборных, постоянно действующих органов, не существует. Совершенно очевидно, что без постоянно действующих местных комитетов партия недееспособна. В составе каждого местного комитета должна быть опять-таки часть товарищей, все силы которых находятся в распоряжении партии.

Несомненно, что в лице секретарей и казначеев партии к нам перешло в наследство от старой партии значительное число лиц, которые оказались коммунистами только потому, что большинство членов партии высказалось за III Интернационал. Эти партийные чиновники старого типа слишком часто оказываются неспособными понять характер и задачи новой эпохи и новой работы. Необходим подбор новых работников, в том числе из среды коммунистической молодежи.

В каждом комитете должны быть товарищи, способные жертвовать личными интересами для партийной работы и подавать в этом отношении пример другим. Нужно, чтобы члены партии в деле распространения литературы, агитации и пропаганды и прочего проявляли ту самоотверженность и энергию, какая соответствует подготовке предстоящих нам в более или менее близком будущем решающих боев.

8. Внутренняя жизнь партии должна находить гораздо более отчетливое и деловое отражение на страницах «L’Humanité». Нужно открыто критиковать недостатки местной работы, сурово осуждать тех членов партии, которые, прикрываясь коммунистическим знаменем, в местной работе проявляют величайший оппортунизм и идут на любые сделки с сильными мира сего. Только бдительная строгость партии в отношении к своим парламентским депутатам, муниципальным советникам и пр. может обеспечить ей доверие и уважение рабочего класса.

9. Необходимо решительно положить конец такому положению, при котором члены партии по соображениям материальной заинтересованности или из политических видов создают газеты и журналы, не стоящие под контролем партии и сплошь да рядом направленные против партии. Сознательно или полубессознательно, прикрываясь своей близостью к коммунизму, такого рода издатели, редакторы, журналисты эксплуатируют в пользу своего частного предприятия авторитет партии и революционный подъем рабочих масс, чтобы затем в решающий момент борьбы повернуть все свое влияние против коммунистической партии. В этой области политическая целесообразность диктует партии твердую, решительную линию поведения.

10. Значительный успех одного из таких явно вредных изданий «La Vague», свидетельствует, между прочим, о том, как сильно широкие круги рабочих, солдат, крестьян, стремятся находить в газете и журнале отражение своей жизни, своих переживаний, мыслей и пр. Необходимо во что бы то ни стало приблизить партийную прессу, и в том числе «L’Humanité», к жизни трудящихся масс. Нужно создать широкую сеть корреспондентов с фабрик, заводов, из отдельных районов и т. д. Корреспонденции эти можно и должно сжимать, сокращать, комментировать, но нужно, чтобы рабочие массы находили свое отражение в своей газете.

11. Установление полного взаимного понимания и тесной связи нового Исполнительного Комитета с Центральным Комитетом Французской Коммунистической Партии мы считаем важнейшим условием успеха дальнейшей работы. Мы настоятельно просим поэтому тов. Фроссара, как секретаря партии, и тов. Кашена. как председателя парламентской фракции, прибыть в ближайший срок — вместе, или если это трудно, то поодиночке — в Москву для обсуждения ряда вопросов, теснейшим образом связанных с ближайшим конгрессом Французской Коммунистической Партии.

Высказавши со всей свободой свой взгляд на задачи Французской Коммунистической Партии, мы ни на минуту не сомневаемся, что вы со своей стороны усмотрите в нашей критике только то, выражением чего она является на самом деле, т.-е. наше глубокое и искреннее стремление помочь всем, чем только возможно, Французской Коммунистической Партии — одной из важнейших секций Коммунистического Интернационала.

Примите наш братский привет и пожелание успеха.

Исполнительный Комитет Коммунистического Интернационала.

26 июня 1921 г.