Заметки по экономическим вопросам.

Заметки не закончены. Троцкий выделил параграф 9 (о мировом рынке) красным карандашом. Печатается по копии, хранящейся в Архиве Троцкого в Гарвардском университете, папка MS Russ 13 Т- 2977 (Houghton Library, Harvard University) — /И-R/

1. Каждый общественный строй и каждый этап развития данного общественного строя в основе своей характеризуется степенью производительности труда.

2. Капитализм довел развитие производительных сил до того уровня, когда они стали несовместимы с капиталистическими общественными отношениями. В отношении Европы это надо понимать в абсолютном смысле, в отношении Америки — в относительном. В Европе производство перестало расти. В Америке оно растет несравненно медленнее, чем могло бы расти при социалистической организации.

3. В Советском Союзе мы имеем социалистическое государство, опирающееся на более низкие производительные силы, чем в капиталистических государствах. Общественных преград к развитию производительных сил нет. Вся задача сводится к развитию техники, к правильной организации труда, к рационализации производства.

4. Совершенно очевидно, что социалистическое хозяйство в нашей стране может развиваться и утверждаться лишь в том случае, если производительность труда выровняется с капиталистической, а затем и превысит её.

5. Путь к этому лежит через индустриализацию нашего хозяйства, которое — при наших пространствах и естественных ресурсах — может вполне обеспечить нашу хозяйственную и военную промышленность.

6. Было бы, однако, неправильно думать, что путь хозяйственной самостоятельности на высокой индустриальной основе лежит через политическую экономику замкнутого в себе государственно-хозяйственного целого. Наоборот, только пользуясь ресурсами мирового хозяйства, можно сравняться с ним и превысить его.

7. Международное разделение труда вытекает как из естественных, так и из исторических причин. То обстоятельство, что наша страна перешла к социалистической организации хозяйства в то время, как остальное человечество живет в капиталистических условиях, отнюдь не отменяет международного разделения труда и вытекающих из него связей и зависимостей. Одной из причин нашего хозяйственного упадка в первые годы революции была блокада. Выход из блокады означает восстановление хозяйственных связей, вырастающих из мирового разделения труда, то есть, прежде всего, из разницы экономических уровней разных стран.

8. Характер и размер внешней торговли и являются непосредственным выражением того, как и в какой мере мы пользуемся мировым капиталистическим товарооборотом для ускорения темпа нашего хозяйственного развития.

9. Вступая в интенсивный товарооборот с капиталистическими странами, мы тем самым ставим наше хозяйство под критерий производительности труда и себестоимости мирового рынка.

10. Монополия внешней торговли является могущественным орудием, непосредственно ограждающим нас от экономического натиска богатых капиталистических стран и обеспечивающим за нами достаточно длительный срок, чтобы поднять свою технику и хозяйство.

11. Но было бы неправильно думать, что монополия внешней торговли является абсолютной гарантией. Степень её действительности зависит от того темпа, с каким производительность труда в нашем хозяйстве приближается к производительности труда в хозяйстве мира.

12. В наших валютных затруднениях контроль мирового рынка сказывается наиболее отчетливо и непосредственно: мы недостаточно вывозим, чтобы иметь возможность своевременно ввозить все, что необходимо для дальнейшего роста нашего хозяйства.

13. В чем лежат причины, препятствующие экспорту?

Причина та, что экспорт нерентабелен для государства, либо невыгоден для производителя-крестьянина. Нерентабельность может происходить от основных и второстепенных причин. Если нерентабельность происходит от чрезмерности торговых, транспортных и иных накладных расходов, то здесь мы имеем проверку через мировой рынок целесообразности государственно-торгового аппарата, на который опирается монополия внешней торговли. Основная же причина состоит в ножницах сельскохозяйственных и промышленных цен. Крестьянин получает за свои продукты, предназначенные для экспорта, предельную цену, допускаемую мировым рынком и условиями экспорта. Но цена, получаемая крестьянином, оказывается недостаточной в переводе на цены промышленных изделий. Если бы дело шло о замкнутом хозяйстве, то сельскохозяйственные цены пришли бы в известное соответствие с промышленными. Но так как условием нашего движения вперед является экспорт, то цены продуктов крестьянского хозяйства подвергаются давлению цен мирового рынка.

Монополия внешней торговли может в течение длительного времени ограждать от иностранной конкуренции дорогую продукцию внутренней промышленности, но монополия не может поднять хлебных цен мирового рынка.

14. Ресурсы мирового рынка с точки зрения наших экспортных потребностей являются практически неограниченными. Потребности наши в предметах импорта практически также безграничны. Это не стоит ни в каком противоречии с курсом на индустриализацию, наоборот, целиком вытекает из него.

Практически пределы импорта определяются полностью и целиком пределами экспорта.

15. Отсюда очень легко сделать тот вывод, что ключом позиции является сельскохозяйственный экспорт, что в сельское хозяйство нужно направить максимальное количество дополнительных средств, чтобы, раздвинув экспортные ресурсы через импорт, ускорить развитие промышленности.

16. На самом деле такая позиция ошибочна. В основе экспортных затруднений лежит диспропорциональность сельскохозяйственной и промышленной продукции. Это значит не то, что деревня производит слишком много, а то, что город производит слишком мало. Высокая себестоимость промышленной продукции тесно связана с её недостаточным количеством.

17. Теоретически мыслимый выход можно искать в двух направлениях: во-первых,

* Здесь документ обрывается. — /И-R/

Л. Троцкий

15 января 1926 г.