Заявление Зиновьева, Каменева, Троцкого, Евдокимова, Пятакова, Сокольникова в Политбюро ЦК ВКП(б)

Каменев прочитал это заявление на заседании Политбюро 4-го октября 1926 г. Печатается по сборнику «Стенограммы заседаний Политбюро», М. РОССПЭН, 2007, т. 2, стр. 423-424. — /И-R/

В Политбюро

Московский комитет требует от Центрального комитета принятия мер против наших выступлений в ячейках с изложением наших взглядов.

Несмотря на неслыханное извращение нашей подлинной политической линии, несмотря на кучу репрессий, обрушившихся на так называемых оппозиционеров, мы в течение десяти месяцев молчали. Травля оппозиции за последнее время дошла до крайних, совершенно невыносимых пределов. Мы знаем, что предрешены новые репрессии, что приближающийся пленум ЦК и конференция могут быть превращены в новый этап ошельмования наших взглядов и отстранения нас и наших единомышленников от работы в партии. В этих условиях мы сочли своим законным правом, в полном согласии со всеми традициями и историей партии, изложить свои взгляды перед рабочими-партийцами.

После XIV съезда прошло 10 месяцев, до законного срока созыва съезда остается немногим более 2 месяцев. Отрицать право любого члена партии и, в частности, членов ЦК при этих условиях опровергнуть перед членами партии ложное изложение их взглядов и выяснить подлинное отношение их к нашим взглядам — отрицать это право невозможно. Бюро МК объявляет эту нашу попытку «преступлением». В этом сказалось только готовность бюро МК воспользоваться любым предлогом для непозволительного дискредитирования членов ЦК и вообще всех членов партии, не желающих без протеста допускать извращенное изложение своих взглядов. Опубликование резолюции МК в общей печати до решения вопроса по существу в ЦК не может иметь последствием ничего иного, как обострение борьбы внутри партии и втягивание в эту борьбу беспартийной массы. Этот способ действия может на ближайшее время привести к непоправимым последствиям и для партии, и для страны. Сам факт опубликования резолюции до обсуждения в ЦК указывает, что среди некоторых руководящих товарищей существует твердое решение ни перед чем не останавливаться на пути к отсечению от партийной работы ряда товарищей, на пути, катастрофически толкающем партию к расколу.

Мы думаем, что в этот момент обязанностью нас как членов партии, имеющих своей единственной целью осуществление учения Ленина, является предложить Центральному комитету предпринять попытку предотвратить грозящую катастрофу.

Памятуя последние слова Ленина о расколе и о последствиях его, в осознании громадной ответственности, лежащей на каждом из нас за судьбы пролетарской революции, мы предлагаем Центральному комитету еще раз совместными силами попытаться найти мирный выход из тяжелого положения. Ни для кого не может быть сомнения, что особенно за последний период внутрипартийная борьба приняла формы, грозящие нормальной жизни партии. Дальше так продолжаться не может. Надо совместно искать выхода. Партия несомненно вздохнет облегченно, если Центральный комитет найдет и предложит ей способ ликвидации тяжелого периода внутрипартийной распри и методы дальнейшей совместной дружной работы.

И для бюро МК, и для всех вас, и для всей партии ясно, что решение закрыть нам рот при продолжении неслыханной травли — явно невыполнимо. Подобное решение — не выход из положения, не лекарство от болезни, а только способ обострения её. Нельзя, продолжая одностороннюю дискуссию в неслыханно острых формах, в то же время требовать, чтобы мы не защищались открыто от извращения наших взглядов. Но можно и должно вести обсуждение разделяющих нас взглядов в нормальной, не угрожающей единству партии форме. Мы целиком и полностью готовы поддержать и подчиниться любому решению, которое даст возможность партии спокойно и деловым образом обсудить уроки истекающих десяти месяцев и создать нормальные условия подготовки очередного съезда, который должен укрепить единство партии на основах ленинизма.

Г. Зиновьев, Л. Каменев, Л. Троцкий, Г. Евдокимов, Г. Пятаков, Г. Сокольников